Балетный ликбез

Октябрь 05, 2021
Как устроены пуанты?

Как устроены пуанты?

Первая балетная обувь с виду напоминала обычные туфли с мягкой тканью внутри. Этот нехитрый прием позволял хоть как-то защитить ступню балерин от травм. Современные пуанты значительно отличаются от своих предшественников начала XIX века. 

Они могут выглядеть минималистично, но даже в этом случае балетную обувь можно «разложить» на более чем 50 деталей. Пуант состоит из верхней части, подошвы и «стакана», или «коробочки» — мысочной части, где размещаются пальцы ноги. Подошву изготавливают из натуральной кожи, а верхнюю часть — обычно из атласа и подкладочной ткани. В некоторых моделях могут использовать бязь, которая известна хорошей воздухопроницаемостью и умением легко принимать и сохранять нужную форму. 

«Стакан» — это жесткая часть пуанта, которая получается из нескольких слоев ткани, тщательно склеенных друг с другом. Часто производители чередуют более плотную ткань, похожую на мешковину, с текстильной, добавляя вставки из джута, чтобы мысок получился устойчивым и долговечным. 

Над подошвой размещают стельку из кожи или картона, фиксируя ее с помощью гвоздей и клея. Несмотря на эти «старания», балерины часто отрывают стельку от подошвы, чтобы размять ее перед тренировкой или выходом на сцену. Над подошвой располагается пятак или пятачок. Его могут укреплять с помощью небольшой кожаной накладки или ниток по периметру. Еще один пятак находится на дне пуанта, и по размеру он меньше внешнего. 

Эстетически значимой деталью балетной обуви являются ленточки. Их закрепляют на уровне боковых швов, но делают это обычно не мастера, а сами балерины. 

Сентябрь 16, 2021
Как в балете называется дуэтный танец?

Как в балете называется дуэтный танец?

Исторически любой парный танец, исполняемый двумя артистами балета на сцене, назывался pas de deux (па-де-де). С точки зрения музыкального сопровождения балетный дуэт носит название адажио — этот термин тоже очень распространен для обозначения медленной и/или парной части танца. 

В середине XIX века па-де-де приобрело четкую структуру из пяти частей, и дуэтный танец — адажио — вошел в эту схему наряду со вступлением, мужской и женской вариациями, а также кодой. 

Парный танец может быть частью постановки: таков, например, известный лирический дуэт Одетты и Зигфрида в «Лебедином озере». Балетный дуэт может быть и цельным танцевальным номером, каким является вставное крестьянское па-де-де в «Жизели». 

При этом не каждое взаимодействие двух балетных артистов на сцене является дуэтным танцем. Выделяют еще танцевальный диалог, каким является, например, сцена с участием Марии и Заремы в балете «Бахчисарайский фонтан». Уровень сценического и эмоционального взаимодействия партнеров в дуэте выше, тогда как в диалоге артисты будто бы солируют поочередно. 

В XVIII-XIX веках балетмейстеры Жан Доберваль, Шарль Дидло, Жюль Жозеф Перро и Август Бурнонвиль активно использовали в своих постановках дуэтные танцы, чередуя партерные поддержки и комбинации. Впоследствии хореографы Мариус Петипа, Лев Иванов и Александр Горский заметно усложнили и разнообразили балетные па-де-де, сделав их более совершенными с технической и сюжетной точек зрения. 

Август 12, 2021
Как называется сольный танец в балете?

Как называется сольный танец в балете?

Танцевальный монолог, который артист балета исполняет на сцене, называется вариацией. Синонимом этого термина отчасти является адажио, одно из значений которого — самостоятельный танцевальный номер в исполнении одного, двух или большего числа солистов. Кстати, вариацию на балетной сцене тоже могут исполнять несколько танцовщиков. 

Сольные танцы бывают мужскими и женскими — как, например, три знаменитые вариации Китри и танец Базиля в балете «Дон Кихот». 

Согласно другой классификации выделяют вариации партерные (terre a terre дословно — «движения у пола», без прыжков) и прыжковые. Балетное соло может быть комбинированным: в этом случае сочетаются движения на пальцах, туры и прыжки. 

Для исполнения одиночного танца артисту требуются особое мастерство, опыт и самобытность, поэтому эти номера доверяют лишь солисткам (солистам) и примам (премьерам). Как и в любом законченном сценическом высказывании, в сюжетной вариации можно выделить экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. 

Июль 08, 2021
Что такое позиция в балете?

Что такое позиция в балете?

Балетной позицией называется фиксированное положение рук и ног артиста. Это база для остальных движений классического танца. Позиции помогают балерине или танцовщику сохранить устойчивость, заняв правильное положение корпуса в пространстве. 

Первую запись о танцевальных движениях, из которых потом «выросли» классические балетные позиции, сделал французский хореограф Пьер Бошан в XVII веке. Вслед за ним о пяти основных положениях ног в балетном искусстве написал Пьер Рамо. Эта система быстро стала канонической. 

Позиции рук в истории балета определялись по-разному. Так, классическая французская методика включала семь положений рук. В конце XIX века балетмейстер Энрико Чеккетти создал методику из пяти позиций. Позже педагог Агриппина Ваганова предложила систему, состоящую из трех основных положений рук и одного подготовительного. Таким образом, в современном классическом балете основных позиций для ног пять, а для рук — три. 

Правильное положение артиста во всех балетных позициях — стоя, со втянутыми мышцами и прямой спиной. С оттачивания этой системы положений начинается обучение искусству танца в балетных школах. 

Июнь 21, 2021
Что такое либретто?

Что такое либретто?

Балетным либретто называется письменное изложение сюжета постановки. С итальянского языка слово переводится как «книжечка». 

Литературной основой для либретто могут быть художественные произведения, сказки, легенды. Бывает и наоборот — сюжет балета создается под конкретное музыкальное произведение. Написать балетный «сценарий» могут хореограф, композитор, постановщик или либреттист. Как правило, они выбирают стихотворную форму, перемежая ее прозой и даже включая ноты, чтобы обозначить самые яркие музыкальные эпизоды. 

Важная цель либретто — раскрыть содержание и смысл, рассказать о характерах персонажей и событиях, которые балетмейстер воплощает в пластических образах. К тому же, такое изложение помогает зрителям лучше понять сюжет балета. 

Либретто не нужно путать с синопсисом — так называется краткое содержание сюжета. Именно синопсис обычно встречается в программках, которые можно приобрести перед спектаклем. 

Июнь 04, 2021
Что такое фуэте?

Что такое фуэте?

Классический балет невозможно представить без фуэте — этот виртуозный элемент часто становится кульминацией танца в спектакле.

Как и другие балетные термины, fouetté — французское слово, краткая форма от fouetter, что дословно означает ‘хлестать; подгонять; взбивать’. Элемент представляет собой ряд быстрых последовательных вращений на одном месте на 360° за счет резкого захлестывающего движения ногой спереди назад.

Балерины выполняют фуэте в пуантах, на пальцах одной ноги, при этом вторая открывается в сторону во второй позиции на высоту 45-90°. В балете элемент появился только в конце ХIХ века, но был известен и прежде — подобные вращения исполняли итальянские уличные танцовщики.

Золотым стандартом сегодня являются 32 фуэте, хотя большинство современных балерин может сделать и больше туров.

Май 11, 2021
Что такое выворотность в балете?

Что такое выворотность в балете?

Один из основных «технических» параметров в балете — умение развернуть ноги наружу или, как говорят в балете, en dehors. За этот анатомический навык отвечают сразу три сустава — тазобедренный, коленный и голеностопный, а зависит он от физической предрасположенности. Когда в суставной ямке тазобедренного сустава (она называется вертлужной впадиной) есть место для разворота головки бедра, тренировать выворотность проще. Артисты балета занимаются этим с ранних лет, ведь именно от неё зависит техника балетных прыжков и сама «прыгучесть» как качество.

Как писала балетмейстер и педагог Агриппина Ваганова: «Танцовщик, лишенный выворотности, ограничен в движениях, классический же танец со своим en dehors располагает всем мыслимым богатством танцевальных движений ноги».

Артистам балета выворотность позволяет совершать движения с максимальной амплитудой и при этом сохранять равновесие. Так, балерина может отвести бедро в сторону без перекашивания таза, а для непрофессиональных танцоров эта поза будет не физиологична. 

Февраль 25, 2021
Как выглядит «идеальная» артистка балета?

Как выглядит «идеальная» артистка балета?

Определяющие физические параметры танцовщицы — рост и вес. За годы существования балета балерины «подросли», но стандарт веса остается прежним.

Рост первых профессиональных танцовщиц составлял порядка 150 см. А у современных балерин, например Большого театра, рост колеблется, в среднем, от 161 до 164 см.

Канонический вес взрослой балерины на протяжении веков — около 50 кг. В балетных училищах идеальный вес часто определяют по формуле «Рост – 122». 

Еще в оценке роста балерины важно соотношение длины ног и туловища. Этот индекс рассчитывают в положениях сидя и стоя по формуле «Рост сидя/рост стоя x 100%». В идеале этот показатель должен находиться в диапазоне 49-53%.

Февраль 15, 2021
Как понять о чем речь, если все просто танцуют под музыку? Где сюжет?

Как понять о чем речь, если все просто танцуют под музыку? Где сюжет?

Хотя балет и принято считать элитарным видом искусства, это не означает, что понять его могут только интеллектуалы. Даже если вам предстоит впервые стать зрителем балетного спектакля, вы наверняка поймете куда больше, чем ожидали, — классическая музыка и хореография вызывают сильный эмоциональный отклик и прекрасно считываются на интуитивном уровне. Кроме того, сюжеты классических балетов довольно просты и транслируют вечные смыслы о добре и зле, любви и преданности, спасении и предательстве. Но, чтобы получить более целостное впечатление, загляните в первоисточник — часто это литературное произведение. 

Не успели подготовиться? Купите в театре программку с либретто — кратким изложением спектакля. Как раз в либретто можно заметить, что не все действия балета напрямую относятся к сюжету. Например, партия Русской куклы в «Щелкунчике» добавляет постановке хореографического разнообразия. Поэтому не концентрируйтесь на сюжете, просто получите удовольствие!  

Январь 26, 2021
Что значит «на пальцах» и «полупальцах»?

Что значит «на пальцах» и «полупальцах»?

Ставить «на пальцы» учениц балетных школ начинают в 11-13 лет, спустя три-четыре года обучения в начальных хореографических классах. К этому возрасту у юных балерин уже достаточно сформирован высокий подъем и натренированы мышцы ног, что позволяет добиться идеальной вертикали в этой технике танца.

«На пальцах» не означает, что кончики пальцев должны в буквальном смысле держать весь вес тела. Для этого в пуантах предусмотрена коробочка — жесткий элемент, плотно обхватывающий переднюю часть стопы и не дающий ей проскользнуть вперед. Коробочка предохраняет пальцы от серьезных травм, а устойчивость в пуантах достигается идеальным равновесием танцовщицы и плоским кончиком туфли — пятаком. Когда балерина в танце встает на пятак, приводя пуант в вертикальное положение, это и называется встать «на пальцы», хотя на самом деле основная нагрузка приходится на передний отдел стопы.

Традиционно мужчины на классической сцене выступают в балетках, а не в пуантах, поэтому танцуют «на полупальцах», максимально высоко поднимая вес тела на носках. Эта техника годами отрабатывается и женщинами, но считается подготовительной к постановке «на пальцы».

Январь 11, 2021
Сколько длится рабочий день балерины?

Сколько длится рабочий день балерины?

Профессионально заниматься балетом можно только «по любви», ведь служить классической сцене — это призвание, которому придется посвятить большую часть жизни.

Первую половину дня, с 10:00 до 14:00, у балетных артистов занимает репетиция. Дальше дается время на восстановление сил, а вечером еще одна репетиция или спектакль: с 18:00 до 22:00. В сумме мы получаем стандартный рабочий день, но важно понимать, что театральная жизнь требует практически постоянного присутствия. Грим, прическа, примерка костюмов, дополнительные классы, общение с коллегами — артисты балета, как правило, приходят в театр утром и уходят поздно вечером. И при этом они работают 6 дней в неделю.

Зато официальный отпуск у танцовщиков классической сцены вдвое длиннее, как правило, в июле и августе. Но ни один серьезный артист балета не позволяет себе в это время терять форму, поэтому по возможности продолжает тренировки.