5 важных спектаклей Бориса Эйфмана

5 важных спектаклей Бориса Эйфмана

Имя Бориса Яковлевича Эйфмана занимает особое место в мире современной хореографии — Народный артист, лауреат государственной премии РФ, обладатель многих почетных театральных наград. Эксперт IngoDance Анастасия Исаева рекомендует пять творений балетмейстера, посещение которых стоит внести в планы.

Балеты Бориса Эйфмана можно увидеть в Петербурге, в Москве и в городах по всему миру. Каждый спектакль индивидуален и многослоен, за эту черту Эйфмана часто называют «хореографом-философом». С технической точки зрения его постановки удивляют многообразием поддержек, оригинальных танцевальных движений, неординарных балетных поз и необычных прыжков.

«Анна Каренина» 

Один из ранних спектаклей Эйфмана принес ему славу как балетмейстеру и, безусловно, заслуживает внимания. Оригинальная хореография, великолепно подобранная музыка, насыщенность скрытыми символами и подтекстами, неординарность последней сцены, где Анна бросается под поезд (но обойдемся без спойлеров!), — для новичков многое может показаться непонятным и спорным, но знатоки непременно получат удовольствие от происходящего на сцене.

Эйфман сказал о героине:

«Для меня Анна была оборотнем, потому что в ней жило два человека: внешне — светская дама, которая была известна Каренину, сыну, окружающим. Другая — женщина, погруженная в мир страстей»

Отправиться на спектакль зрителям следует ради того, чтобы оценить великолепное оформление, помноженное на новые балетмейстерские решения. Убрав все лишнее со сцены, задействуя минимум бутафории и минимум декораций, хореограф добивается того, что зритель не отвлекается от самого главного — танца артистов.

«Красная Жизель»

Возрожденный в 2015 году спектакль поставлен по биографии Ольги Спесивцевой — одной из популярных балерин начала ХХ века. Спесивцева считалась лучшей исполнительницей Жизели советского времени, что и дало название балету.

Эйфману удалось эффектно скомпилировать судьбу великой балерины и события сложного времени, в которое она жила, в единое хореографическое целое. Борис Эйфман считает:

«Спесивцева была гениальной Жизелью. Балерина настолько глубоко погрузилась в мир своей героини, что ей уже не хватило сил вернуться обратно, в реальную жизнь: судьба Жизели стала и ее судьбой»

Непременно стоит увидеть эту успешно воплощенную в танце непростую идею лично.

Up & Down 

Спектакль по роману Фрэнсиса Фицджеральда «Ночь нежна» балетмейстер поставил сравнительно недавно, в 2015 году, и приурочил к гастролям в Америке. Здесь можно увидеть отражение эпохи — неспокойные 20-е годы ХХ века — и интерпретацию балетмейстером литературного произведения.

Не так часто современные российские балетмейстеры создают спектакли- размышления, чтобы зритель позволил себе пропустить такое. У Эйфмана получилось не только воплотить мысли в визуально эстетичном танце, но и наполнить действие глубоким смыслом, красивыми дуэтами, интересным трио, запоминающимися кордебалетными композициями:

«Этот спектакль — трагическая и одновременно ослепительно яркая хроника духовной гибели человека. История о том, как извечная мечта о счастье оборачивается крушением, а внешне красивая и беззаботная жизнь, протекающая под ритмы джаза, — кошмаром»

«По ту сторону греха»

Спектакль поставлен по роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы». Борис Эйфман тяготеет к сложным литературным произведениям, облекая их в оригинальный пластический язык, оформляя интонационно идеальной музыкой, добавляя свои смыслы и видение. Все это в полной мере относится к балету «По ту сторону греха», о котором Эйфман говорит:

«Балет „По ту сторону греха“ — попытка исследования истоков нравственной катастрофы Карамазовых, обращение к глубинной сущности „широкой“ человеческой натуры, к тайнам жизни людских сердец, где „дьявол с Богом борется“»

Хореограф наполнил каждого персонажа характерной пластикой — высокие прыжки, череда вращений, быстрая смена поз артистов, а эмоциональные дуэты отличает не только техника, но и яркие драматические моменты.

«Русский Гамлет»

В фокусе — личность императора Павла I. Хронологически действие спектакля затрагивает годы, когда он еще не стал императором, а был только наследником престола. Борис Эйфман отмечает:

«Герой нашего спектакля — молодой царевич Павел. Это период его светлых честолюбивых желаний и первых трагических катастроф. Это поиск своего ответа на вечное гамлетовское „Быть или не быть?“»

Балет изобилует эффектными моментами, которые надолго остаются в памяти зрителя и за которые Эйфмана неоднократно хвалили критики. Чего только стоят тщательно выстроенные композиции с нетипичными позами и философско-символические дуэты. Например, дуэт Павла и его матери — Екатерины, которым балетмейстер выразил суть их драматических взаимоотношений.

Последние статьи и новости о балете