Главный «лебедь» Америки

Главный «лебедь» Америки

Джиллиан Мерфи — современная икона американского балета и звезда мировой классической сцены. Рассказываем о ее творческом пути, знаменитых партиях и борьбе со стереотипами в профессии.

11 апреля балерине исполняется 42 года, и 39 из них ее жизнь связана с балетом. В три года в Бельгии, где работал ее отец, Мерфи начала заниматься в балетном классе. По воспоминаниям Джиллиан, робкому ребенку балет помогал раскрыться: «Танцевальная студия была единственным местом, где я чувствовала себя абсолютно свободной, чтобы выразить все свои чувства». Позже семья вернулась в Америку, и девочка продолжила занятия уже в Колумбийском городском балете (Columbia City Ballet). В одиннадцать лет Джиллиан исполнила на фестивале искусств «черное» па-де-де из «Лебединого озера» — это был ее самостоятельный выбор. Замахнуться на 32 фуэте в таком возрасте было очень амбициозным решением, но она справилась. 

По воспоминаниям Джиллиан, робкому ребенку балет помогал раскрыться: «Танцевальная студия была единственным местом, где я чувствовала себя абсолютно свободной, чтобы выразить все свои чувства»

В 14 Мерфи поступает в UNCSA — Школу искусств Университета Северной Каролины, где ее замечает Мелисса Хейден, в прошлом прима-балерина труппы Джорджа Баланчина (New York City Ballet). Под руководством звездной наставницы Джиллиан танцует практически все главные партии в постановках школы, в числе которых «Щелкунчик» и балеты Баланчина «Концерт Барокко», «Западная симфония», «Тарантелла» и «Тема с вариациями».

В 17 лет Мерфи принимают в кордебалет Американского театра балета (American Ballet Theatre, ABT), где уже через два года она становится солисткой, а спустя еще три исполняет партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», о чем восторженно пишет The New York Times. На следующий год после триумфа Джиллиан становится примой ABT.

Сегодня в послужном списке Мерфи десятки ведущих партий, в числе которых Жизель, Никия в «Баядерке», Золушка, Джульетта, Сильвия, Одетта-Одиллия, Аврора в «Спящей красавице» Алексея Ратманского и Клара в его же «Щелкунчике». Балерина снялась в экранизациях балетов «Лебединое озеро» и «Корсар» Американского театра балета и в «Жизели» Королевского балета Новой Зеландии (Royal New Zealand Ballet), директором и приглашенной примой которого она являлась на протяжении трех лет.

Также балерина появлялась в кино — в фильме «Авансцена» и его сиквеле, где ее муж и давний партнер по ABT Итан Штифель исполнил одну из главных ролей, и в эпизоде сериала «Сплетница» также вместе с супругом. А на съемках драмы «Черный лебедь» Мерфи работала консультантом. 

Несмотря на то, что балерина никогда не училась ни в одной из балетных столиц, ее талант и профессионализм признают во всем мире. Мерфи выступала в качестве приглашенной артистки в Японии, Чили, Греции, Германии, Италии, Швеции, Австралии, Новой Зеландии, Украине и России. Русский зритель видел ее в Большом театре в рамках гала-концерта «Все звезды Нью-Йорка. Бриллианты американского балета» и в Мариинском балете в качестве приглашенной исполнительницы партии Одетты-Одиллии.

Стиль танца Джиллиан Мерфи отличают высочайшая техничность и динамика — за это ее и полюбили зрители и критики. Но американская балетная школа существенно отличается от русской, и танцевать в постановке Мариинского театра было для балерины серьезным вызовом. 

«У нас в Америке не уделяют большого внимания плавности и музыкальности рук. Так уж сложилось. Когда я попробовала что-то сделать с моими руками в Петербурге, то поняла, сколько всего я не знаю в балете», — призналась прима в интервью газете «Время новостей» в период работы в Мариинке.

Кроме того, физическая форма Мерфи довольно сильно отличается от принятой в классическом балете, и даже в Америке она множество раз подвергалась критике за то, что недостаточно изящна. 

Сама балерина часто выступает в защиту внешних особенностей артистов: «Сегодня танцорам не нужно мучить себя голодом, и они, насколько я знаю, этого и не делают. Балет — одно из визуальных искусств, поэтому приятно видеть реальных людей, совершающих красивые, сильные и нежные движения».

Преданность балету не помешала Мерфи реализоваться и в других сферах. Она прошла обучение в рамках специальной программы Crossover to Business для профессиональных художников и спортсменов в Гарвардской школе бизнеса, в 2018-м окончила Колледж Святой Марии и объявила о беременности и декретном отпуске на сезоны 2018-2019. В 2019 году у балерины родился сын Акс Натаниэль Штифель.

Последние статьи и новости о балете