Стань участником «Молодежной балетной программы» Большого Театра,
организованной при поддержке компании «Ингосстрах»!
История любви: Галина Уланова и ее мужчины

История любви: Галина Уланова и ее мужчины

Самая титулованная советская балерина всегда хранила личную жизнь в секрете. Даже дневниковые записи она уничтожила под конец жизни. Что же все-таки известно об ее отношениях?

Великая молчунья

Ее боготворила не только публика. Писатель Алексей Толстой называл Галину Уланову «Обыкновенной богиней», великий композитор Сергей Прокофьев — «Гением русского балета». Француз Морис Дрюон писал:

«…благодаря вам я понял, что танец тоже может быть выразителем самых тонких чувств…»

Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн мечтал снять Уланову в роли царицы Анастасии в фильме «Иван Грозный». 

Многие мужчины ухаживали за великой балериной, добивались ее благосклонности. 

Однако о личной жизни Галины Улановой известно немного и лишь сухие факты.

В интервью она избегала рассказов о личных отношениях. Балерина всегда была тихой и застенчивой. Ей стоило большого труда научиться спокойно выступать на сцене, не стесняясь того, что на нее смотрят. 

Спутники великой балерины

Первым избранником семнадцатилетней Галины стал концертмейстер Исаак Меликовский, но их отношения продлились недолго. Через некоторое время балерина начала встречаться с Евгением Дубовским, дирижером Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. Но и этим отношениям не суждено было стать долговременными.

Единственным официальным мужем Галины Улановой был театральный режиссер, актер и педагог Юрий Завадский. Он, как и остальные мужчины Галины Сергеевны, был значительно старше ее. 

Союз двух талантливых людей не был похож на классический брак. Сейчас бы его назвали гостевым. Уланова рассказывала:

«Он приходил ко мне, чтобы отдохнуть. Мы мало разговаривали, он просто садился в кресло напротив телевизора и долго смотрел его. Ему было достаточно просто моего присутствия. Наша жизнь состояла из его и моей работы».

Даже после расставания в конце 40-х годов они поддерживали дружеские отношения. 

Следующим спутником Галины Улановой стал известный актер и театральный режиссер Иван Берсенев. Они жили вместе около двух лет, их разлучила скоропостижная смерть актера. 

Последним избранником Галины Сергеевны был главный художник Большого театра Вадим Рындин. Однако долго их отношения не продлились, так как балерина не стала терпеть пристрастие Вадима Федоровича к алкоголю, и они расстались.  

Своих мужчин Галина Уланова вспоминала с уважением:

«Все мои мужья были люди творческие, талантливые, очень интересные. Они многое мне дали, многому научили… Я всех с признательностью вспоминаю».

Забытая королева

О личной жизни Галины Улановой до сих пор ходит множество слухов. Один из них связывал советскую балерину и герцога Эдинбургского. 

После лондонских гастролей Большого театра в 1956 году очевидцы рассказывали, что на одном из выступлений зрители были так восхищены выступлением Улановой, что даже нарушили вековой этикет: по окончании спектакля необходимо сначала торжественно проводить королеву, а уже потом рукоплескать артистам. 

Но после танца Улановой в «Жизели» английская публика забыла про королеву. Когда опустился занавес, раздались бурные овации, зрители бросились к сцене, а Елизавета II ушла незамеченной. Может быть, именно эта история и стала причиной слухов о романе Галины Улановой и принца Филиппа.

Гениальная недосказанность

Возможно, продлись ее жизнь еще несколько лет, секретов было бы меньше. В 1998 году великая балерина рассказала журналу «Огонек»:

«Я намерена писать книгу. Как хотите это называйте — воспоминания, жизнеописание, мемуары — вот для нее я и храню все то, что могла бы рассказать».

Но не успела. А все свои записи Галина Сергеевна уничтожила. Она не хотела, чтобы ее жизнь, ее мысли и чувства были преданы огласке. Великая молчунья и здесь сохранила недосказанность. 

Борис Львов-Анохин, знаменитый режиссер, балетовед и автор книги «Галина Уланова», написал о ее танцевальном стиле:

«Уланова никогда не договаривает все до конца и тем самым оставляет простор воображению зрителя. Он сам (и каждый по-своему) дотанцовывает, доигрывает, досказывает, «допевает» за нее и получает от этого огромное, ни с чем не сравнимое наслаждение».

Эти слова как никакие другие подходят и к описанию личной жизни Галины Улановой, которая оставила больше вопросов, чем ответов.