История любви: Ольга Хохлова и Пабло Пикассо

История любви: Ольга Хохлова и Пабло Пикассо

О таких отношениях принято шутить: «Все сложно...». Страстный союз испанского художника и русской балерины стал источником вдохновения, но был, несомненно, травмирующим для влюбленных.

Незнакомка

Ольга Хохлова и Пабло Пикассо познакомились в 1917 году в Риме — в процессе репетиций балета «Парад» в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева. 

Она танцевала, он создавал декорации и костюмы для постановки. Пикассо влюбился в Хохлову с первого наброска и начал настойчиво ухаживать за девушкой. Она не спешила отвечать взаимностью: воспитанная в иной вере и с иным отношением к близости и браку. И экспрессивный испанец, уже переживший горечь утраты первой супруги и стремившийся найти тихую гавань, решился на брак.

Невеста

После премьеры «Парада» в Париже труппа Дягилева отправилась на гастроли в Барселону, где Пабло познакомил балерину с матерью, доньей Марией.

Донья Мария приняла невесту сына тепло, но предупреждала: «Бедная девочка, ты понятия не имеешь, на что обрекаешь себя. Будь я твоей подругой, то посоветовала бы не выходить за него ни под каким предлогом. Я не думаю, что с моим сыном, который озабочен только собой, сможет быть счастлива хоть одна женщина».

В это же время мир увидел один из первых портретов Хохловой — «Ольга Хохлова в мантилье». Возлюбленная хотела «узнавать свое лицо» на картинах жениха, и ради нее он даже вернулся к классическому стилю, чем вызвал ужас у поклонников-кубистов.

В России бушевала революция, Хохлова теперь была оторвана от семьи, и Пабло стал для нее единственным близким человеком. Из Испании труппа Дягилева отправилась в Южную Америку, но Ольга не поехала с ними. Она осталась со своим Пабло, и по воле рока никогда более не вышла на сцену.

В 1919 году Дягилев в письме Пикассо пишет: «...А Ольга? Неужели она навечно распрощалась с искусством танца? Это весьма печально! Мясин сожалеет об этом как хореограф, а я — как бывший поклонник...»

Жена

Свадьба пары была назначена на май 1918 года, но ей помешала травма ноги. Ольга перенесла операцию, была закована в гипс, и торжество состоялось только в июле в русской церкви в Париже на улице Дарю. Поздравить новобрачных приехали Сергей Дягилев, Гертруда Стайн, Жан Кокто и Анри Матисс.

Медовый месяц молодожены провели в Биаррице, где Ольга по большей части сидела в шезлонге, избегая нагрузок на ногу, а Пабло бесконечно ее рисовал. После отдыха они переехали в апартаменты на улице Ла Боэси в Париже, по соседству располагалась галерея Поля Розенберга — агента Пикассо. Жилье было поделено на две части — женскую, которую русская жена элегантно и со вкусом обустроила, и мужскую, где царил творческий хаос и располагалась мастерская гениального испанца.

Благодаря манерам и прекрасному воспитанию, Ольга изящно впорхнула в светское общество. Считается, что именно она сделала из Пикассо буржуа, что вызвало негодование его богемного окружения и неприязнь со стороны друзей.

Жена становится единственной музой и постоянной моделью Пикассо. Он много пишет, но испытывает недовольство ролью «салонного художника» — ему слишком тесно в этих рамках. 

Мать

В 1921 году у Хохловой и Пикассо родился сын — Поль. Его появление одновременно вдохновляет Пикассо на творчество, но вносит в семью разлад. Ольга наслаждалась и гордилась ролями жены, матери, светской львицы. Пикассо считал, что жена слишком балует и опекает сына, слишком многое делает «на публику» — ради того светского общества, местом в котором он стал тяготиться, устав от издевок друзей.

В откровенной беседе с одной из моделей он с горечью отметил: «Понимаешь, Ольга любит чай, икру и пирожные. А я — колбасу с бобами».

Тем не менее Пикассо продолжает много рисовать: знаменитую картину «Мать и дитя», портреты сына — изображает его в античных образах или комедийного Арлекина. Однако накопленное раздражение и напряжение начинают искать выход: сначала отражаются в работах, а летом 1923-го художник приобретает квартиру этажом выше и запрещает там появляться кому-либо, включая жену.

Нелюбимая

В 1925 году семья отправляется в Монте-Карло, где встречается с Сергеем Дягилевым. Там Пикассо увлеченно рисует балерин, что немыслимо расстраивает Ольгу, лишенную возможности танцевать.

Тем не менее на картине «Танец», ставшей поворотной для Пабло и отразившей поворотный же момент в личной жизни, он изображает жену в образе балерины. Полотно будто манифестирует изменения в его отношении к Хохловой, он забывает об обещании реалистично изображать почти уже бывшую возлюбленную. В работах мужа она теперь выглядит не идеальной, а, напротив, местами уродливо. Он рисует ее то в кубическом стиле, то в образе лошади, то чудовища, выплескивая на полотна ярость. Так завершилась любовь балерины и художника, неоклассический период творчества, который принято называть «периодом Ольги», — но не закончилась их история.

Покинутая

В 1927 году у Галери Лафайет Пикассо встретил юную и прекрасную Марию-Терезу Вальтер. Начинается роман, поначалу тайный.

«Я Пикассо. Вы и я вместе совершим великие вещи!» — сообщает художник при знакомстве будущей любовнице.

В 1930 Мария-Тереза поселилась в квартире напротив супружеского дома Пикассо, а в творчестве художника в это время появился образ минотавра как символ двойной жизни — его разрыва между семьей и страстью. 

В 1935 году Ольга и Пабло разъезжаются — его роман к этому времени уже не был тайной, любовница даже родила ему дочь.

Хохлова перемещается из отеля в отель и требует официального развода. Но Пикассо не пошел на это. Формально — по причине нежелания расставаться со своими работами, которые по закону должны были разделить поровну; настоящие же мотивы останутся за кадром.

Ненужная

Бывшие супруги так и не смогли построить спокойные отношения. А он так и остался ее единственной любовью. 

«Она слишком многого от меня хотела!» — уверял окружающих Пикассо после расставания с Ольгой.

В 1952 году бывшей балерине и жене диагностировали онкологию. Она проходила лечение в клинике Бо-Солей в Каннах, но болезнь все же победила — в феврале 1955 Ольга Хохлова скончалась. Она до последнего писала письма мужу и просила навестить ее в клинике, но он так ни разу этого не сделал.

Ольгу похоронили на самом красивом кладбище Франции — дю Гран-Жас, Пабло Пикассо не пришел на церемонию прощания.

Была ли трагичной эта любовь или ее можно переосмыслить через вопрос личной свободы? Был ли Пикассо в браке с Хохловой тем, кто он есть на самом деле, рисовал ли по зову души или надел желанную для супруги маску буржуа и тем самым предал себя? Эта история, наряду со множеством картин, оставляет и множество вопросов, ответы на которые нам уже не найти.

Последние статьи и новости о балете