История любви: Ольга Спесивцева, Аким Волынский и Борис Каплун

История любви: Ольга Спесивцева, Аким Волынский и Борис Каплун

Личная жизнь легендарной балерины Ольги Спесивцевой была во многом так же драматична, как у ее героини в балете «Жизель».

Ольга Спесивцева родилась 18 июля 1895 года в театральной семье. После смерти кормильца мать была вынуждена отдать девочку вместе с братом и сестрой в приют при доме ветеранов сцены, откуда все трое поступили в Петербургское театральное училище (ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой). Еще в училище о таланте Ольги высоко отзывался хореограф Михаил Фокин, а «Петербургская газета» назвала ее «наиболее способной из молодых дочерей Терпсихоры». В 1913 году танцовщицу зачислили в балетную труппу императорского театра, где она быстро начала получать сольные партии, а через два года Фокин пригласил Спесивцеву принять участие в гастролях по Америке в составе труппы Дягилева. Но девушка отказалась — вмешалась любовь... 

Аким Волынский

В то время Ольга Спесивцева находилась в романтических отношениях с Акимом Волынским — искусствоведом, балетоведом, философом, критиком, который был старше балерины на 34 года. Он был поклонником и знатоком классического балета и не принимал новаторства в этом виде искусства. Безоговорочно доверявшая его мнению Спесивцева отказала Фокину.

Ранимая, невероятно чувствительная девушка, живущая в большой нужде вместе с матерью, в лице Волынского нашла опору и родственную душу, столь же тонко воспринимающую действительность. Балет был для нее религией, а Волынский иконой. Он учил Спесивцеву относиться к танцу как к священному действу, чувственно проживать каждое па, слышать музыку разных видов искусств при посещении музеев. Она конспектировала сказанные им фразы, внимала каждому слову: 

«Вся душа озарялась Вашим учением о классической ясности танца. Ваши слова доносятся до меня как отзвуки далекого рая. И все искусство балета встает передо мной преображенным, в белом платье невесты...»

Волынский же регулярно публиковал статьи с разборами выступлений молодой возлюбленной и даже сам в свои 60 лет встал к станку. 

Еще на заре карьеры у Спесивцевой были толпы поклонников, караулившие ее у театра, передающие цветы и записки. Через год после отказа Фокину балерина все же приняла участие в гастролях дягилевской труппы в США, где покорила запад выступлениями в паре с великим Вацлавом Нижинским. Воздыхателей вокруг Спесивцевой стало еще больше. Волынский не выдержал испытания ревностью и расстался с балериной после революции 1917 года.

Борис Каплун

При новой власти карьера Спесивцевой продолжала идти в гору. Она стала первой ученицей Агриппины Вагановой, с которой подготовила главные партии в «Лебедином озере», «Эсмеральде», «Жизели». Работа над образом Жизели была на грани самоуничтожения — балерина специально посещала психиатрическую больницу, где наблюдала за человеческим безумием, чтобы перенести его на сцену. Глубина ее перевоплощений поражала публику и неизменно вызывала длительные овации. Однако жизнь в послереволюционном Петрограде была тяжелой — театр не отапливался, Спесивцева болела туберкулезом и подолгу отлеживалась между спектаклями. Тогда же балерина нашла любовь и покровительство в лице человека, кардинально отличающегося от большинства ее экзальтированных поклонников. Им стал Борис Каплун — властный, мужественный, красивый работник Петросовета. Благодаря ему стал отапливаться Мариинский театр, артистам увеличили жалование, а уж сама Ольга, беззаветно влюбившаяся в Каплуна и ставшая его женой, перестала испытывать нужду и чувствовала себя защищенной в его «железных объятиях». 

Однако союз душевно уязвимой балерины с хладнокровным циничным чекистом не мог быть счастливым. Знакомые намекали Спесивцевой, что ее муж участвует в расстрелах. Танцовщица не хотела в это верить и всякий раз остро реагировала на подобные сообщения, а дома устраивала Каплуну эмоциональные сцены. Но он умел избегать прямых ответов на вопросы жены. Однажды Спесивцева побывала у мужа на работе и пришла в ужас от количества оружия в его кабинете. А окончательно травмировало хрупкую психику балерины посещение крематория, куда Каплун ходил, как в театр для развлечения. Балерина стала страдать от кошмаров, а ее муж — тяготиться союзом со столь чувствительной натурой. В 1924 году он организовал выезд Спесивцевой за границу. Балерина прекрасно понимала, что это не временная мера, что ее снова отверг и предал любимый человек. Она уезжала вместе с матерью, зная, что уже не вернется...

На основе биографии Ольги Спесивцевой поставлен балет Бориса Эйфмана «Красная Жизель». В спектакле, как и в жизни, балерина повторяет судьбу своей героини, теряя рассудок от несчастной любви. А красный цвет в названии символизирует советскую власть, «роман» с которой отбросил тень на всю последующую жизнь балерины в эмиграции.

Последние статьи и новости о балете