Махар Вазиев: «Театр, прежде всего, — это люди»

Махар Вазиев: «Театр, прежде всего, — это люди»

Руководитель балетной труппы Большого театра Махар Хасанович Вазиев пообщался с основателем медиахолдинга «Дождь» Натальей Синдеевой прямо на сцене главного театра страны. 

Собеседники затронули самые разные темы, а сам разговор получился искренним и эмоциональным. В начале Махар Хасанович, возглавляющий труппу Большого шестой год, рассказал об опыте работы в двух других театрах — Мариинке и La Scala. Подход к работе, состав труппы, художественные принципы разительно отличались. 

«В Мариинке — доме Петипа — жестко подходили к наследию классического танца. Первое впечатление от La Scala было спорным, но мне дали карт-бланш: нас объединила цель сделать этот оперный дом еще и балетным пространством».

После 12 лет работы в Мариинке и шести лет в La Scala, когда Вазиев пришел в Большой, он прекрасно знал, что его ждет. 

«Я понимал, что значит работать в Большом театре. Это значит работать с утра до ночи».

 Махар Хасанович в деталях рассказал, как строится его рабочий день. Самое дорогое для него — то, что происходит на сцене. Кстати, в финале диалога Вазиев еще и показал малый отрезок своей работы, просто пообщавшись с сотрудниками театра. 

Отдельной темой стал перенос спектакля Кирилла Серебренникова «Нуреев» и последовавшие резонансные события. Худрук балета Большого театра объяснил эпизод с отложенной премьерой лаконично и понятно: балетную часть нужно было довести до логического конца, лучше подготовиться. 

Обсудили и современные постановки Большого. Вазиев рассказал, как родилась идея недавних премьер — балетов «Четыре персонажа в поисках сюжета» и «Орландо». Кристиан Шпук вместе с труппой приехал на фестиваль, и Махар Хасанович попросил поставить совершенно новый спектакль. Спустя время хореограф предложил «Орландо». 

«Он спросил: «Как ты на это смотришь?» Я ответил: «Зависит от того, как ты это поставишь».

А «Четыре персонажа» появились в непростом 2020, и важным результатом постановочного процесса стал новый творческий импульс для всех артистов Большого. Махар Хасанович подчеркнул, что весомую и ценную поддержку театру в этот сложный период оказал общественный деятель Олег Владимирович Дерипаска, который прекрасно разбирается в балете и искусстве. Его помощь оказалась особенно ощутимой в период пандемии и помогла театру пережить это непростое время.

Позиция Вазиева как руководителя большого творческого коллектива также заслуживает внимания. Корпоративная этика и важные правила в театре есть, но важнее всего — умение разговаривать и договариваться. 

«С артистами нужно общаться. Когда я разговариваю с артистами, я их лучше узнаю. А это помогает добиться лучшего результата в репетиционном зале».

Наконец, важной темой разговора стала Молодежная балетная программа, которую Большой театр реализует при поддержке компании «Ингосстрах». Идея появилась у Вазиева еще 3-4 года назад, но именно пандемийный 2020-й стал точкой отсчета в ее реализации. 

Специальный проект Большого и «Ингосстраха» позволяет молодым талантливым артистам из регионов попасть на стажировку в Большой театр. Если же участник сумеет заявить о себе на сцене, у него появится шанс попасть в труппу. Принять участие в программе просто: нужно подать заявку и прикрепить видео с демонстрацией своих танцевальных возможностей. Партнер программы — «Ингосстрах» — оплатит транспортные расходы и обеспечит участников стипендией, Большой театр — жильем. 

«Основная задача этого общероссийского проекта — поддержка артистов балета в регионах. Мы хотим дать возможность, дать мотивацию».

Программа только стартует, и попробовать свои силы в ней может молодой артист балета, соответствующий требованиям. Профессиональный опыт и поддержка, которую получат участники, определенно окажут влияние на балетную инфраструктуру во всей стране.

Насколько попечители и спонсоры влияют на художественную политику театра? Махар Хасанович объяснил: не влияют. Просто они действительно любят театр. 

«Театр — это красота. Но эту красоту на сцене создают люди. Поэтому театр, прежде всего, — это люди».

Избранные цитаты 

Для меня всегда были важны воля, желание и последовательность, система.

Когда вы отвечаете за огромную армию людей, творческий коллектив, меньше всего нужно думать о себе. Вы должны думать о них.

Где бы я ни работал, я всегда был нацелен на конечный результат.

В жизни нужно быть увлеченным чем-то. Невозможно иначе.




Последние статьи и новости о балете