Матильда Кшесинская: украшение русского балета

Матильда Кшесинская: украшение русского балета

Виртуозная танцовщица, первая российская балерина, исполнившая 32 фуэте, талантливый педагог и эмигрантка — рассказываем о творческой жизни балетной звезды.

Балетное детство

Матильда Кшесинская родилась 31 августа 1872 года в семье артистов балета Мариинского театра. Маля, так ласково называли в семье Матильду, ее брат Иосиф и сестра Юля поступили в Императорское театральное училище, причем, в отличие от многих других учеников, дети не жили в интернате, а приезжали лишь на занятия.

Педагогами Мали были Екатерина Вазем, Лев Иванов и Христиан Иогансон. В 9 лет, спустя всего год обучения, Матильда дебютировала в балете «Дон Кихот». К старшим курсам энтузиазм стал покидать Кшесинскую, но танец виртуозной итальянки Вирджинии Цукки с новой силой распалил страсть юной танцовщицы к балету. Кшесинская вспоминала:

«Мне казалось, что я впервые начала понимать, как надо танцевать, чтобы иметь право называться артисткой. Я сразу ожила и поняла, к чему надо стремиться».

Танец Цукки из балета «Тщетная предосторожность» Матильда с блеском повторила на выпускном экзамене, чем привлекла внимание государя. Александр III пригласил ее за императорский стол и сказал: «Будьте украшением и славой нашего балета». Это ранее признание и возложенная на Кшесинскую ответственность на многие годы определили ее амбициозность, тщеславие и требовательность к себе:

«Оправдать доверие Государя — было для меня новой задачей, которой я решила посвятить мои силы».

Мариинский театр 

В первый же год в труппе Мариинского театра Матильда танцевала в 22 балетах и 21 опере. В 1892 году «легкая, как бабочка» танцовщица дебютировала в главной партии в балете «Спящая красавица» Мариуса Петипа. С тех пор великий хореограф специально создавал постановки для Кшесинской. 

Ее конкурентками были итальянские примы Эмма Бессон и Пьерина Леньяни, которые отличались высочайшей техникой танца. Кшесинская не привыкла уступать, поэтому в частном порядке занималась с хореографом Энрико Чекетти. Она стала первой русской танцовщицей, исполнившей на сцене 32 фуэте. Петипа специально изменял для примы хореографию своих балетов в расчете на ее сильную технику.

В 1900 году, спустя всего десять лет работы в театре, у примы состоялся бенефис, хотя по традиции такие концерты позволяли себе танцовщики только после 20 лет службы. По этому поводу Петипа поставил для Кшесинской балеты «Арлекинада» и «Времена года». На торжественном ужине по случаю бенефиса прима познакомилась с двоюродным братом Николая II — князем Андреем Владимировичем, от которого спустя два года родила сына Владимира. На сцену Матильда вернулась спустя два месяца после родов.

Весь театральный репертуар подстраивался под Кшесинскую, ей «принадлежало» около половины лучших балетов — она решала, кто мог заменять ее в ее же партиях. Небывалая для балерины власть позволила Кшесинской заполучить роли Леньяни в «Коньке-Горбунке» и «Камарго», заставив театральное руководство не продлевать контракт с итальянкой. В результате влиятельная прима и вовсе свела на нет практику приглашений в труппу иностранок. 

В то время в танцевальном искусстве намечались грандиозные перемены. Пришли новые таланты — Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский — и революционеры балета: Дягилев и Фокин. Тщеславная Кшесинская и тут не сдалась — освоила несвойственную ей, одухотворенную, неакадемическую хореографию Фокина. Прима принимала участие в его постановках «Эвника», «Бабочки» и «Эрос».

Работа по контракту

В 1904 году, после очередного бенефиса, балерина уволилась по собственному желанию, перейдя на работу по контракту за беспрецедентно высокие гонорары.

В 1911 году, будучи уже зрелой танцовщицей, Кшесинская выступала в «Русских сезонах» в Лондоне, где солировала в «Лебедином озере», «Спящей красавице» и «Карнавале». Со стороны Дягилева это было дипломатическое приглашение, он надеялся таким образом наладить связи с Петербургом, получить отсрочку от армии для Нижинского, а Матильду интересовало знакомство с европейской знатью. В 1912 году балерина снова присоединилась к антрепризе в Вене и Монте-Карло. 

В 1917 году прима последний раз выступала в России на сцене Петроградской консерватории — она исполняла свой любимый номер «Русская».

Эмиграция

После Революции особняк самой богатой русской балерины захватили большевики, а она сама с Андреем Владимировичем и сыном поселилась в Провансе, где с оформлением брака получила титул светлейшей княгини Романовской. 

Кшесинская долгие годы преподавала в собственной балетной студии в Париже, где занимались будущие звезды английского и французского балета — Марго Фонтейн, Иветт Шовире, Памела Мей. 

6 декабря 1971 года великая русская прима умерла вдали от родины, не дожив до своего столетия всего несколько месяцев.

Последние статьи и новости о балете