Сергей Прокофьев: гений сложного времени

Сергей Прокофьев: гений сложного времени

Композитор, ставший при жизни классиком, признанным мировым гением. Автор музыки для театра, оперы и балета. Его «Ромео и Джульетта» до сих пор остается главным переложением трагедии Шекспира на язык классического танца.

Пятилетний вундеркинд

Сергей Прокофьев родился в 1891 году в Екатеринославской губернии Российской империи (сейчас — Донецкая область Украины). Первую пьесу маленький Сережа сочинил в пять лет. Ноты помогла записать мать, Мария Григорьевна, которая стала его первой наставницей и проводником в мир музыки.

В 13 лет Сергей Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию, написав к тому времени немало музыкальных произведений. Уже во время учебы опытные преподаватели признавали в нем гения.

В 1908 году 17-летний Прокофьев впервые выступил на публике как композитор и пианист, а в 1915 году состоялся его дебют за границей. Выступление было организовано Сергеем Дягилевым, с которым композитора впоследствии связывало многолетнее сотрудничество.

«Там — культурная жизнь»

Революцию Прокофьев не принял. Известна его дневниковая запись конца 1917 года:

«Ехать в Америку! Конечно! Здесь — закисание, там — жизнь ключом, здесь — резня и дичь, там — культурная жизнь, здесь — жалкие концерты в Кисловодске, там — Нью-Йорк, Чикаго. Колебаний нет. Весной я еду».

В мае 1918 года Сергей Прокофьев покидает страну Советов и через Токио добирается до Америки. Затем из Нью-Йорка композитор переезжает в Париж, продолжает сотрудничать с Дягилевым, успешно гастролирует по Европе, США и даже трижды выступает в СССР.

Почетное возвращение

В 1936 году Прокофьев с женой — испанской певицей Линой Кодина — и двумя сыновьями окончательно возвращается на родину, в СССР, где его ждут большая квартира, личный автомобиль, признание и почет, высшие государственные награды.

В этом же году композитор заканчивает партитуру для балета «Ромео и Джульетта», над которой он работал с 1933 года. Судьба у произведения оказалась непростой.

Сложное время для новаторства

По замыслу Прокофьева, финал шекспировской трагедии должен был стать счастливым. Но эта редакция не увидела свет, ее сочли слишком спорной. Композитор под давлением вышестоящих инстанций вынужден был сделать финал традиционным — трагическим.

Но и в этом виде советская публика увидела балет не сразу. Премьера «Ромео и Джульетты» на музыку Прокофьева состоялась в 1938 году в чехословацком Брно и имела большой успех. Публика буквально штурмовала кассы, чтобы увидеть этот спектакль.

В СССР постановка несколько раз отменялась и переносилась. Один из авторов либретто — драматург и литературовед Адриан Пиотровский — был расстрелян. Пришлось переделывать множество документов.

Нет повести печальнее на свете

Сейчас балет Прокофьева «Ромео и Джульетта» является классикой мировой культуры, а в первой половине ХХ века его музыку считали слишком новаторской, «небалетной». Работа шла тяжело. Леонид Лавровский неоднократно настаивал на изменении партитуры, Сергей Прокофьев долго не соглашался, но все-таки вносил исправления.

Музыканты и артисты балета сопротивлялись, отказывались исполнять партии. Потрясающая по красоте музыка казалась слишком сложной и непривычной для балета.

Галине Улановой — первой советской Джульетте — приписывают фразу, которую сразу подхватили все:

«Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете».

Но именно эта роль стала одной из самых ярких и звездных в карьере балерины.

Мировой успех

Несмотря на все сложности, 11 января 1940 года премьера балета «Ромео и Джульетта» в постановке Леонида Лавровского состоялась в Театре оперы и балета им. Кирова. Спектакль имел оглушительный успех и был удостоен Сталинской премии.

В Большом театре премьера «Ромео и Джульетты» состоялась только после войны, в 1946 году, тоже с Галиной Улановой в роли Джульетты. Она же показала героиню шекспировской трагедии английской публике во время знаменитых триумфальных гастролей Большого театра в Лондоне в 1956 году.

До сих пор «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева — одна из самых ярких интерпретаций Шекспира, балет, сложный для постановки, но любимый публикой. Его ставят или с нетерпением ждут во всех театрах мира. Сергей Прокофьев же и в ХХI веке остается одним из самых исполняемых композиторов.

Последние статьи и новости о балете