Свобода творчества и дисциплина труда

Свобода творчества и дисциплина труда

О балетном мире изнутри рассказали в программе «Наблюдатель» на телеканале «Культура» представители Большого театра — Махар Вазиев, Нина Семизорова и Светлана Захарова. 

Программа для молодых артистов: «потрясающая мотивация»

Важной темой для обсуждения стал старт Молодежной балетной программы в Большом театре. Художественный руководитель балетной труппы театра Махар Вазиев рассказал, что этот проект изначально задумывался как региональный, однако организаторы получили массу заявок от иностранных артистов в том числе. 

Процесс уже запущен: будущие участники программы присылают свои записи танцев. Экспертная группа Большого отсматривает заявки и отбирает тех, кто пройдет на следующий этап — очный просмотр в театре. По итогам этого двухэтапного отбора артист становится участником образовательной программы, работает с педагогами и погружается в творческую атмосферу главного театра страны. Длительность обучения рассчитана в среднем на 4-7 месяцев, но каждый участник сможет пройти этот путь в комфортном темпе. Театр предоставит участникам программы жилье, а генеральный спонсор — компания «Ингосстрах» — оплатит транспортные расходы и обеспечит стипендией в качестве финансовой поддержки. 

«Возможность присоединиться к труппе Большого театра — это уникальный шанс для участников программы. В любом случае такое обучение способно наполнить и вдохновить», — сказал Махар Вазиев.

Балетмейстер-репетитор Нина Семизорова предупредила: пройти отбор для участия в молодежной программе непросто, конкуренция огромная. Перед педагогами и организаторами стоит сложная задача: выбрать из одаренных артистов самых талантливых. А прима Большого Светлана Захарова рассказала, как сама однажды стала участницей подобной программы. 

«Когда мне было 16 лет и я училась в Академии Российского Балета, попала в стажерскую группу. Пришла на просмотр, там собралась вся труппа. Я приготовила вариацию Повелительницы дриад из постановки “Дон Кихот” в Мариинке. Это выступление стало таким толчком, большой практикой! Впоследствии я несколько раз за сезон выступала с труппой Мариинки, и воспоминания об этих событиях ярче, чем о многих гастролях», — поделилась балерина.

Кому новая молодежная программа нужнее — театру или участникам? Очевидно, что в первую очередь возможность погрузиться в атмосферу Большого ценна для артистов балета. Однако возникает опасение: не случится ли массовый отток талантливых региональных артистов в Москву? Не пострадают ли труппы городских театров, оставшись без своих звезд? 

«Помочь и поддержать, но не “оголять” регионы — такова наша задача. Артисты балета всегда будут хотеть в Большой театр, потому что он лучший в стране. Но возможность пройти стажировку здесь, поработать с великими педагогами и увидеть великих балерин воочию очень важна. Это формирует человека, артиста», — считает Махар Вазиев.

Также Махар Хасанович вспомнил один показательный случай. На просмотр в Большой приехала балерина из региона. И, даже будучи состоявшейся артисткой, она буквально «находилась в полуобморочном состоянии», когда вошла в зал и увидела приму театра Светлану Захарову. «Это не пафосно звучит, это потрясающая мотивация», — подытожил Вазиев. 

Свобода, ограничения и балетные идеалы

Самая эмоциональная часть беседы затронула темы балетных идеалов и ограничений. Какими чертами должен обладать артист балета? Участники диалога перечислили основные: природные музыкальность и пластичность, внешние данные — пропорциональность и хорошая координация, а еще способность ярко проживать эмоции на сцене. Светлана Захарова и Нина Семизорова дополнили: в балете никуда без терпения, трудолюбия и везения. 

«Ученик должен встретить своего педагога. Важно, с кем будут сделаны первые шаги в хореографическом училище», — отметила Захарова.

Балерин часто спрашивают о жестких ограничениях, с которыми им приходится сталкиваться. Не стал исключением и этот разговор. Впрочем, обе балерины Большого признались, что ни разу не ощутили себя ущемленными в чем-то.

«Спектакль — это высшая точка, к которой стремишься, и на остальное нет времени и желания. Но при этом мы много обретаем в творчестве. На следующий день после спектакля можно отдохнуть, выплеснуть эмоции. А потом опять остаться один на один со сценой», — сказала Светлана Захарова.

О зависимости артистов от балетмейстера, художественного руководителя и других причастных к искусству танца тоже поговорили. Все участники диалога признались: артист балета зависит от многих людей и факторов. Но при этом, как и любой творческий человек, свободен в своем выражении эмоций. 

«Мы зависим от многих обстоятельств — покрытия на сцене, темпов дирижера, от партнера: в его руках порой жизнь балерины. Я зависима от того, кому смотрю в глаза во время любовного адажио. В то же время я давно могу выбирать, с кем, где и какой репертуар хочу танцевать. В душе я свободна», — рассказала Светлана Захарова.

«Даже маленькая девочка, которая пришла на занятия балетом, может пойти в тот класс, где ей комфортно. У нас есть свобода выбора: можно остаться с тем педагогом, с которым делаешь успехи. Артист должен ощущать свободу для творчества», — добавила Нина Семизорова, балетный педагог Большого театра.

Махар Хасанович Вазиев рассказал об интересной практике в стенах Большого. Любой артист может подготовить любую партию и во время регулярных просмотров предложить свою кандидатуру на любую роль. Так проявляется свобода творчества: если артист выглядит в роли убедительно — она достанется ему. 

«У каждого должен быть шанс, ведь это творческий процесс. И есть много примеров, когда на этих просмотрах артисты убедительно доказывали свою состоятельность».

Русский балет — по-прежнему лучший

Профессионалы балетного мира уверены: традиции русской балетной школы помогают удерживать мировое лидерство. Система наставничества и передача творческого опыта из поколения в поколение — все это по-прежнему есть в русском балете. А еще — легендарная дисциплина артистов. 

«На Западе многие артисты балета имеют студийное образование, полученное у частных преподавателей. У них хорошие школы, грамотные специалисты. Но к нам приходят люди после 8-летнего обучения, и этот процесс продолжается в стенах театра. Это и есть комплексный подход», — уточнила Нина Семизорова.


Смотреть полную версию интервью в видеоформате на телеканале «Культура»

Последние статьи и новости о балете