«Умирающий лебедь»: 5 неповторимых исполнений

«Умирающий лебедь»: 5 неповторимых исполнений

Бессмертный «Умирающий лебедь» уже более века вызывает восторг у зрителей, благодаря таланту балерин, чье эмоциональное существование на сцене не уступает профессиональной подготовке. Миниатюра родилась на стыке хореографических эпох: акцент в балете сместился с техники в сторону выразительности и осмысленности, открывая танцовщицам возможность проявить лирический характер, но требуя безукоризненного мастерства. Рассказываем о пяти самых ярких исполнительницах танца.

Анна Павлова

Балерина Анна Павлова — заказчица и первая исполнительница «Лебедя», так изначально называлась миниатюра. По ее просьбе танец поставил балетмейстер Михаил Фокин на музыку Камиля Сен-Санса к сюите «Карнавал животных». Хореограф визуально воплотил то, что уже было заложено композитором в мелодии, — плавное движение лебедя по водной глади и взмахи крыльев. Фокин сознательно отказался от сложных пируэтов и прыжков в пользу реалистичной пластики. Печальный финал ни композитор, ни постановщик не закладывали — в первых исполнениях Павлова просто складывала крылья. Позже сама балерина добавила в финал драмы, а в качестве трагического символа стала прикалывать на белые перья брошь из красной шпинели.

Премьера номера состоялась в 1907 году в зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга. Хореография из одних лишь движений-связок была неожиданной для балетной публики, но способности Павловой к пластическому и драматическому перевоплощению оценили высоко. Одна из первых рецензий гласила: «Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: перед вами лебедь». Танец вскоре стал визитной карточкой гастролирующей балерины — она влюбила в своего «Умирающего лебедя» весь мир. На сцене Павлова медленно «скользила в ничто» и вдруг умирала так просто и бесхитростно, что финал становился особенно драматичным.

Одна из первых рецензий гласила: «Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: перед вами лебедь».

Галина Уланова

Галина Уланова, прима Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, а позже Большого театра, танцевала «Умирающего лебедя» десятилетиями. Но самое известное ее выступление состоялось на первых гастролях Большого театра в Лондоне в 1956 году, когда балерине было уже 46 лет. Лебедь в ее исполнении получился лиричный и жизнелюбивый, в нем не было страха и предчувствия смерти. Зарубежная публика была счастлива увидеть тот же высочайший уровень, что и у Павловой, но в новом прочтении. Балетный критик Арнольд Хаскелл писал: «Чудесная Уланова сумела показать глубину и драматизм. Ее „Умирающий лебедь“ отличается по концепции от лебедя Павловой. Это героический лебедь, торжествующий даже в смерти». Уланова будто не умирала, а засыпала, утомленная танцем, только что провозглашавшим жизнь.

Балетный критик Арнольд Хаскелл писал: «Чудесная Уланова сумела показать глубину и драматизм. Ее „Умирающий лебедь“ отличается по концепции от лебедя Павловой. Это героический лебедь, торжествующий даже в смерти».

Майя Плисецкая

Прима Большого театра Майя Плисецкая начала выступать с «Умирающим лебедем» в сороковые годы ХХ века. Номер поставила для нее Суламифь Мессерер, тетя балерины, тоже танцовщица Большого театра. Хореография отличалась от первоначальной — Плисецкая выплывала на сцену спиной к залу. Она говорила о знаковом для себя номере: «Важно танцевать музыку, а не под музыку». От природы балерина обладала подвижной эмоциональностью, была характерной героиней — таким стал и ее лебедь. В образе не было ни наивности, ни беспомощности, а перед смертью птица и вовсе становилась настоящим борцом, осознающим собственную трагедию, но не смирившимся с ней. Сопротивление было отчаянным — чего стоил один лишь последний взгляд Плисецкой, с болью устремленный в небо.

Она говорила о знаковом для себя номере: «Важно танцевать музыку, а не под музыку».

Ульяна Лопаткина

Танец примы Мариинского театра Ульяны Лопаткиной стирает границы между балериной и птицей — так точно ей удалось перевоплотиться в лебедя. Образ близок к тому, что изначально задумывал в своем произведении Сен-Санс — трепетная птица была лишена человеческих пороков, в отличие от других животных в сюите. Лебедь умирает внезапно, до последнего не осознавая, почему отказывают крылья и тяжелеет голова. И это сложное пограничное состояние Лопаткина подробно передает своей самобытной пластикой. 

Вот как сама балерина говорит о танце: «Главное, что дает это гениальное произведение, — многообразное переживание перехода от жизни к смерти. И здесь может быть столько смыслов, сколько включает в себя этот вечный вопрос от начала существования человечества».

Светлана Захарова

Прима Большого театра Светлана Захарова впервые исполнила «Умирающего Лебедя» в 17 лет, сразу после окончания Вагановской академии, на сцене Эрмитажного театра в 1996 году. Сегодня публика особенно ждет этот номер в концертной программе, созданной балериной совместно с мужем — скрипачом Вадимом Репиным. Захарова, как и Плисецкая, начинает танец спиной к залу, демонстрируя идеальные балетные руки-крылья. Ее исполнение технически безукоризненно и эмоционально пронзительно — трепетная птица чувствует, что теряет силы, но не может противостоять смерти. 

Балерина очень серьезно подходит к предварительному эмоциональному погружению в роль: «Для того, чтобы получилось, нужно настолько себя извести перед этим, чтобы плакать хотелось. Тогда люди поверят. Я очень редко танцую этот номер, потому что его очень тяжело исполнять. Мучительное состояние, которое нужно пережить за эти четыре минуты, очень сложно».

Майя Михайловна Плисецкая: шаг за шагом на пьедестал

Последние статьи и новости о балете