Зачем Алексей Ратманский восстанавливает балеты?

Зачем Алексей Ратманский восстанавливает балеты?

Что такое «восстановленный балет», где такое можно увидеть и для чего это делать, рассказывает эксперт портала IngoDance Анастасия Исаева на примере работ Алексея Ратманского.

Алексей Ратманский широко известен не только как хореограф, создатель собственных версий спектаклей, но и как профессионал, занимающийся восстановлением балетов. Восстановление балета — это возвращение к первоначальной версии спектакля, которое требует долгой и кропотливой работы. С течением времени спектакли меняются, сокращаются, уходят в забвение целые сцены, и первоначальный вид постановки теряется. Благодаря восстановлениям мы можем не только почувствовать дух балета, особую атмосферу, но и увидеть, как он выглядел при Мариусе Петипа, например.

Как же восстанавливают спектакль?

Существует несколько систем записей танца, но при работе над восстановлением балета «Баядерка», премьера которой прошла в Берлинской опере, Алексей Ратманский опирался на нотации Николая Сергеева, которые хранятся в библиотеке Гарвардского музея. Система записи танца очень напоминает ноты, где прописаны все положения: для рук, головы, корпуса и ног. Также на отдельных листах схематически изображают кордебалет, то, каким образом должны выглядеть массовые сцены. Если приглядеться, на фото ниже, где записана часть сцены «Тени» из балета «Баядерка», можно увидеть, как пунктиром прорисованы точки — они обозначают направление движения.

Зачем Алексей Ратманский восстанавливает балеты? 

Характерной особенностью восстановленных балетов является большое количество пантомимы. Именно с ее помощью герои передают развитие сюжета. Декорации и костюмы, цветовая гамма восстановленных постановок также могут показаться непривычными в сравнении с современными версиями. Поэтому зрители часто воспринимают возобновление балетов с некоторой долей скепсиса.

«Жизель» и «Дочь Фараона»

Ярким событием московской балетной жизни два года назад была премьера балета «Жизель», восстановленного Алексеем Ратманским в Большом театре. С помощью нотаций Ратманский выделил много утерянных деталей: в его версии Батильда — не высокомерная особа, а полная сострадания девушка, которая тоже прощает своего жениха, а в сцене сумасшествия именно Альберт забирает свою шпагу у Жизели, а не Ганс, как в привычных нам постановках. Во втором акте выделены символы — крест, в форме которого строятся фигуры кордебалета, в завершении спектакля именно у креста стоят Жизель с Альбертом, а виллисы в танце медленно отступают от них.

Что стоит сделать перед просмотром восстановленного балета?

Чтобы насладиться восстановленным балетом, почувствовать разницу, необходимо достаточно хорошо знать текущие версии. А чтобы восприятие балета было полным, зритель должен понимать жесты и пантомиму.

При подготовке к просмотру восстановленной версии крайне важно внимательно прочитать интервью с балетмейстером: как правило, долго работая над балетом, изучая большое количество источников, он узнает редкие факты и детали танца, о которых могли не знать даже историки балета.

Сейчас Алексей Ратманский работает над восстановлением балета «Дочь Фараона» для Мариинского театра. Этот балет принес в свое время славу Мариусу Петипа и был воспринят публикой с большим энтузиазмом. Благодаря кропотливой работе хореографа по восстановлению, мы получим уникальную возможность прикоснуться к шедевру прошлого в его аутентичном виде.

Последние статьи и новости о балете