
Семеро смелых: второй очный отбор в Молодежную балетную программу Большого театра
Рассказываем о втором очном отборе в Молодежную балетную программу Большого театра, партнером которой стала страховая компания «Ингосстрах».
До начала судьбоносного класса еще час, но все те, кто прошел заочный отбор в Молодежную балетную программу Большого театра, уже на месте. Они ничуть не растеряны. Держатся тесным, можно даже сказать — закрытым кругом. Пять девушек и двое юношей. Так получилось, что все они, за исключением одной участницы, — выпускники Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. Пятеро — однокурсники. Они получили свои дипломы буквально два дня назад. Воспоминания о танцах на настоящем балу в Екатерининском дворце могли бы сейчас быть отличной темой для общения, но сегодня каждый из них претендует на путевку в новую жизнь, поэтому пора посмотреть в будущее.
В том, что в назначенное время в главном театре страны окажутся все претенденты, еще в четыре часа утра ни у кого не было полной уверенности. Одни «пытались» проспать по-крупному, другие — «немного не вовремя» приехать в аэропорт. Но все обошлось. Сами участники перешептываются: «Наверное, сказалось то, что партнер молодежной балетной программы — компания "Ингосстрах", и от таких провалов нас застраховали». В самом деле, организаторам на удивление оперативно удалось разрешить все возникшие проблемы, и все молодые артисты балета собрались у бюро пропусков минута в минуту.
Виктория Глазунова на прошлый очный отбор в марте не смогла приехать из-за коронавирусных ограничений, но организаторы дали ей второй шанс, и, хоть и с опозданием на три месяца, она все же подошла к миру новых профессиональных возможностей.
Мария Конькова и Юлия Бондарева из тех участников, которые в этом году закончили АРБ им. Вагановой (класс Ю. А. Касенковой), причем сделали это блестяще — обе получили красные дипломы.
Акиб и Амира Анвар — отличный пример, как увлечение балетом старшей сестры стало центром притяжения интересов всей семьи, и на экзамены в хореографическое училище родители привели и младшего сына.
Александра Гринчак первые шаги в классическом танце сделала в Киевском хореографическом училище, но желание получить классическое образование в легендарной школе привело ее в Академию им. Вагановой.
Владимир Киреев — тоже выпускник хореографической академии в Санкт-Петербурге, правда, диплом он получил годом раньше и прошлый театральный сезон уже отработал в труппе балета Бориса Эйфмана. - в труппе Театра балета...
Всем им очень хочется скорее начать. И чтобы оказаться в репетиционном зале, все организационные этапы ребята проходят слаженно и оперативно. Нужные подписи собраны. Фото на пропуска сделаны. Температура измерена. Участники Молодежной балетной программы проходят через турникеты и быстро идут в гримерку. Они стремительно меняют городскую одежду на тренировочные костюмы. И идут в зал. Для того, чтобы разогреться, осталось совсем немного времени.
За десять минут до официального начала класса все уже у станка. Концертмейстер у рояля. Многочисленные журналисты стараются быть максимально незаметными, но у них это плохо получается. Что и неудивительно: на семь молодых артистов балета — 14 представителей прессы. По растерянным взглядам участников понятно: к такому вниманию они были совсем не готовы. Сюрприз номер один. И его придется принять.
А вот и еще одна неожиданность: в зале появляется народная артистка СССР Людмила Семеняка. Плюс дополнительный градус к волнению. Визит легенды Большого не был анонсирован, и в этом нет ничего удивительного: отборы в Большом проходят в открытом режиме, и любой из артистов всегда может прийти составить собственное мнение о таланте молодых коллег.
Вслед за Людмилой Семенякой в репетиционный зал заходит Мария Аллаш — педагог-репетитор Большого, народная артистка России. Ей сегодня предстоит провести ребят по всем этапам балетного класса.
В назначенное время, не дав возможности собравшимся начать томиться в ожидании, появляется и сам Махар Вазиев. И вместо того чтобы сразу занять приготовленное место, проходит к ребятам. Они мгновенно выстраивают вокруг художественного руководителя балетной труппы круг. Пристальный взгляд — то, что отличает это общение. Махар Вазиев очень внимательно смотрит на ребят, пока те отвечают на его вопросы, а молодые люди — не сводят глаз с него. Пара острых замечаний, широкая улыбка и важный вопрос: «Как настрой?» Ребята заверяют: «Все нормально!» Впрочем, даже не пытаясь спрятать волнение.
Перед тем как занять свое место, художественный руководитель балетной труппы дает последние наставления:
– Спокойно! Не переживайте, не волнуйтесь! Чего-то добьетесь — еще лучше станет!
В том, чтобы ребята показали все, на что способны, заинтересованы и организаторы Молодежной балетной программы, и молодые артисты. Мария Аллаш приглашает всех занять свои места у станка.
Начало традиционное — комбинации с деми-плие.
Главный балетмейстер на первом упражнении внимательно изучает не только технику выполнения поставленных педагогом задач — он также пристально разглядывает тренировочные костюмы ребят. Дело в том, что участники просмотра в этот раз не смогли проявить свою индивидуальность и привлечь внимание высокого жюри яркими нарядами. Для июньской встречи с молодыми талантами организаторы определили дресс-код: фирменные репетиционные боди Молодежной балетной программы. В паузе между окончанием одного и началом другого комплекса упражнений у станка Махар Хасанович уточняет, у всей ли молодежной труппы будут такие костюмы. Но Мария Аллаш, не сбавляя темпа урока, уже дает следующую комбинацию, и вопрос повисает в воздухе.
— По четвертой плие, полный ронд, нажали, закрыли. По четвертой плие, полный ронд, нажим, закрыли. По второй деми-плие, по второй деми-плие — раз, два три! Раз, два, три! Закрыли.
Последовательность упражнений в композиции Мария Аллаш проговаривает достаточно быстро. Участники стараются запомнить, что за чем, выписывая в воздухе круги руками. Но очевидно: театральный урок от обычного занятия в академии отличается. Комбинации сложнее, требования выше. Заметив, что не все и не всё успевают, Мария Евгеньевна повторяет еще раз.
Они очень стараются, и в этом нет никакого сомнения, но аномальная для столичного лета температура за окном и важность момента с каждой минутой словно отодвигают от молодых артистов потенциальное достижение цели.
18 минут класса позади. Махар Вазиев сосредоточенно смотрит на Владимира, и, как только комплекс упражнений заканчивается, уточняет:
– Какой у тебя рост?
– Метр восемьдесят шесть.
– Вырастешь еще?
– Не знаю... Мне 20.
– Ну, что же ты сдался… А может, вырастешь! Мы будем только рады!
В 11:25 участники перемещаются на середину.
А Вазиев как бы невзначай интересуется у ребят, как прошел выпускной.
– Хорошо, — практически хором отвечают они.
– До утра? Шампанское пили?
Ребята смущенно улыбаются.
– В общем, вижу, впечатления остались?
Мария Евгеньевна, прислушавшись к диалогу, замечает: «Счастливые люди!»
– Итак, делаем с вами адажио. Гран-плие по первой позиции — и раз, и два, два пируэта, закончили на эффасе. Подхватили ножку, провели полный ронд, сели в третий арабеск, обошли, турлян. Отошли назад, а-ля згонд. Фуэте, па-де-буре. Сели в четвертый арабеск, перескочили. Два тура, в первый арабеск, полупальчики. Все с левой ноги.
Перед тем как приступить к восстановлению последовательности упражнений в первой комбинации на середине, всех участников разбивают на две группы.
Амира очень надеется оказаться на середине вместе с братом, но его отправляют в первую тройку. Вместе с Акибом на середину выходят Мария и Виктория. Этот состав оказался в довольно непростом положении — от них требовалась очень быстрая реакция. Времени на повторение не было. И каждую связку нужно было сразу выполнить на оценку. Второй команде повезло гораздо больше, и четверка участников использовали это время по полной. Владимир, Александра, Амира и Юлия скользили вдоль станка. Превращались в тени и повторяли, повторяли, повторяли….
Каждый из них понимает: важны четкость и слаженность. Но то ли из-за экстремального волнения, то ли из-за жары (за окном на солнце столбик термометра поднимался до отметки + 40) каждое движение конкурсантам дается с трудом.
Чуть больше 15 минут на адажио. И пришло время для самой динамичной и зрелищной части класса — аллегро. К волнению и жаре, видимо, на этом этапе добавилась еще и естественная усталость… По залу разносится звучное: «Стоп, стоп!»
Худрук балета Махар Вазиев, наблюдая за тем, как участники пытаются сосредоточиться, не может скрыть своего удивления. Что произошло с людьми, которые во время заочного отбора произвели на мэтра очень хорошее впечатление?
– Слушайте, вы так смотрите Марии Евгеньевне на ноги... Здесь нет ничего нового! Школьная программа! Глиссад, глиссад дубль ассамбле! Приехали, называется…
Махар Вазиев настаивает на том, что нужно соображать быстрее.
Все встали в исходные позиции, и началось то самое скольжение, которого от молодых коллег и ждали наставники. Конкурсанты пересекают по диагонали репетиционный зал, на мгновение будто зависая в воздухе.
Махар Хасанович облегченно вздыхает:
– Ну, наконец-то сообразили!
И по тому, как это было сказано, понятно: право на ошибки реализовано сполна, еще одного шанса не будет. Когда до конца класса осталось чуть меньше 10 минут, молодые артисты сумели собраться. Художественный руководитель балетной труппы сосредоточен и суров. Присутствующие журналисты пытаются угадать, кто же в результате перейдет в этом хореографическом квесте на следующий этап.
Урок завершен. Чтобы принять окончательное решение, Махар Вазиев должен еще пообщаться со всеми участниками лично. Но это будет чуть позже — сейчас в графике художественного руководителя репетиция нового балета «Чайка».
Собеседование назначено на 13:00. Обстоятельный разговор. Пауза на размышление и… места стажеров Молодежной балетной программы Большого получает великолепная семерка в полном составе! Уже завтра в это же время их в светлых репетиционных залах будут ждать наставники. И то, что не удалось освоить во время учебы в профильных академиях, участники программы смогут наверстать во время индивидуальных занятий.
На протяжении всего обучения компания «Ингосстрах» будет выплачивать им стипендию, Большой театр возьмет на себя расходы по проживанию, а молодые артисты смогут просто быть в балете и еще раз продемонстрировать свое мастерство, скорость реакции и, самое главное, готовность учиться новому. Молодежная балетная программа — в действии!