Семеро смелых: второй очный отбор в Молодежную балетную программу Большого театра

Семеро смелых: второй очный отбор в Молодежную балетную программу Большого театра

Рассказываем о втором очном отборе в Молодежную балетную программу Большого театра, партнером которой стала страховая компания «Ингосстрах».

До начала судьбоносного класса еще час, но все те, кто прошел заочный отбор в Молодежную балетную программу Большого театра, уже на месте. Они ничуть не растеряны. Держатся тесным, можно даже сказать — закрытым кругом. Пять девушек и двое юношей. Так получилось, что все они, за исключением одной участницы, — выпускники Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. Пятеро — однокурсники. Они получили свои дипломы буквально два дня назад. Воспоминания о танцах на настоящем балу в Екатерининском дворце могли бы сейчас быть отличной темой для общения, но сегодня каждый из них претендует на путевку в новую жизнь, поэтому пора посмотреть в будущее.

В том, что в назначенное время в главном театре страны окажутся все претенденты, еще в четыре часа утра ни у кого не было полной уверенности. Одни «пытались» проспать по-крупному, другие — «немного не вовремя» приехать в аэропорт. Но все обошлось. Сами участники перешептываются: «Наверное, сказалось то, что партнер молодежной балетной программы — компания "Ингосстрах", и от таких провалов нас застраховали». В самом деле, организаторам на удивление оперативно удалось разрешить все возникшие проблемы, и все молодые артисты балета собрались у бюро пропусков минута в минуту.

Семеро смелых: второй очный отбор в Молодежную балетную программу Большого театра

Виктория Глазунова на прошлый очный отбор в марте не смогла приехать из-за коронавирусных ограничений, но организаторы дали ей второй шанс, и, хоть и с опозданием на три месяца, она все же подошла к миру новых профессиональных возможностей.

Мария Конькова и Юлия Бондарева из тех участников, которые в этом году закончили АРБ им. Вагановой (класс Ю. А. Касенковой), причем сделали это блестяще — обе получили красные дипломы.

Акиб и Амира Анвар — отличный пример, как увлечение балетом старшей сестры стало центром притяжения интересов всей семьи, и на экзамены в хореографическое училище родители привели и младшего сына. 

Александра Гринчак первые шаги в классическом танце сделала в Киевском хореографическом училище, но желание получить классическое образование в легендарной школе привело ее в Академию им. Вагановой

Владимир Киреев — тоже выпускник хореографической академии в Санкт-Петербурге, правда, диплом он получил годом раньше и прошлый театральный сезон уже отработал в труппе балета Бориса Эйфмана. - в труппе Театра балета...

Всем им очень хочется скорее начать. И чтобы оказаться в репетиционном зале, все организационные этапы ребята проходят слаженно и оперативно. Нужные подписи собраны. Фото на пропуска сделаны. Температура измерена. Участники Молодежной балетной программы проходят через турникеты и быстро идут в гримерку. Они стремительно меняют городскую одежду на тренировочные костюмы. И идут в зал. Для того, чтобы разогреться, осталось совсем немного времени. 

За десять минут до официального начала класса все уже у станка. Концертмейстер у рояля. Многочисленные журналисты стараются быть максимально незаметными, но у них это плохо получается. Что и неудивительно: на семь молодых артистов балета — 14 представителей прессы. По растерянным взглядам участников понятно: к такому вниманию они были совсем не готовы. Сюрприз номер один. И его придется принять.

А вот и еще одна неожиданность: в зале появляется народная артистка СССР Людмила Семеняка. Плюс дополнительный градус к волнению. Визит легенды Большого не был анонсирован, и в этом нет ничего удивительного: отборы в Большом проходят в открытом режиме, и любой из артистов всегда может прийти составить собственное мнение о таланте молодых коллег.  

Вслед за Людмилой Семенякой в репетиционный зал заходит Мария Аллаш — педагог-репетитор Большого, народная артистка России. Ей сегодня предстоит провести ребят по всем этапам балетного класса.

В назначенное время, не дав возможности собравшимся начать томиться в ожидании, появляется и сам Махар Вазиев. И вместо того чтобы сразу занять приготовленное место, проходит к ребятам. Они мгновенно выстраивают вокруг художественного руководителя балетной труппы круг. Пристальный взгляд — то, что отличает это общение. Махар Вазиев очень внимательно смотрит на ребят, пока те отвечают на его вопросы, а молодые люди — не сводят глаз с него. Пара острых замечаний, широкая улыбка и важный вопрос: «Как настрой?» Ребята заверяют: «Все нормально!» Впрочем, даже не пытаясь спрятать волнение.

Семеро смелых: второй очный отбор в Молодежную балетную программу Большого театра

Перед тем как занять свое место, художественный руководитель балетной труппы дает последние наставления:

Спокойно! Не переживайте, не волнуйтесь! Чего-то добьетесь — еще лучше станет!

В том, чтобы ребята показали все, на что способны, заинтересованы и организаторы Молодежной балетной программы, и молодые артисты. Мария Аллаш приглашает всех занять свои места у станка.

Начало традиционное — комбинации с деми-плие

Главный балетмейстер на первом упражнении внимательно изучает не только технику выполнения поставленных педагогом задач — он также пристально разглядывает тренировочные костюмы ребят. Дело в том, что участники просмотра в этот раз не смогли проявить свою индивидуальность и привлечь внимание высокого жюри яркими нарядами. Для июньской встречи с молодыми талантами организаторы определили дресс-код: фирменные репетиционные боди Молодежной балетной программы. В паузе между окончанием одного и началом другого комплекса упражнений у станка Махар Хасанович уточняет, у всей ли молодежной труппы будут такие костюмы. Но Мария Аллаш, не сбавляя темпа урока, уже дает следующую комбинацию, и вопрос повисает в воздухе.

По четвертой плие, полный ронд, нажали, закрыли. По четвертой плие, полный ронд, нажим, закрыли. По второй деми-плие, по второй деми-плие — раз, два три! Раз, два, три! Закрыли.

Семеро смелых: второй очный отбор в Молодежную балетную программу Большого театра


Последовательность упражнений в композиции Мария Аллаш проговаривает достаточно быстро. Участники стараются запомнить, что за чем, выписывая в воздухе круги руками. Но очевидно: театральный урок от обычного занятия в академии отличается. Комбинации сложнее, требования выше. Заметив, что не все и не всё успевают, Мария Евгеньевна повторяет еще раз.

 Они очень стараются, и в этом нет никакого сомнения, но аномальная для столичного лета температура за окном и важность момента с каждой минутой словно отодвигают от молодых артистов потенциальное достижение цели.

 18 минут класса позади. Махар Вазиев сосредоточенно смотрит на Владимира, и, как только комплекс упражнений заканчивается, уточняет:

– Какой у тебя рост?

Метр восемьдесят шесть.

Вырастешь еще?

Не знаю... Мне 20.

Ну, что же ты сдался… А может, вырастешь! Мы будем только рады!

 В 11:25 участники перемещаются на середину.

А Вазиев как бы невзначай интересуется у ребят, как прошел выпускной.

Хорошо, — практически хором отвечают они.

До утра? Шампанское пили?

Ребята смущенно улыбаются.

В общем, вижу, впечатления остались?

Мария Евгеньевна, прислушавшись к диалогу, замечает: «Счастливые люди!» 

Итак, делаем с вами адажио. Гран-плие по первой позиции — и раз, и два, два пируэта, закончили на эффасе. Подхватили ножку, провели полный ронд, сели в третий арабеск, обошли, турлян. Отошли назад, а-ля згонд. Фуэте, па-де-буре. Сели в четвертый арабеск, перескочили. Два тура, в первый арабеск, полупальчики. Все с левой ноги.

Перед тем как приступить к восстановлению последовательности упражнений в первой комбинации на середине, всех участников разбивают на две группы.

Амира очень надеется оказаться на середине вместе с братом, но его отправляют в первую тройку. Вместе с Акибом на середину выходят Мария и Виктория. Этот состав оказался в довольно непростом положении — от них требовалась очень быстрая реакция. Времени на повторение не было. И каждую связку нужно было сразу выполнить на оценку. Второй команде повезло гораздо больше, и четверка участников использовали это время по полной. Владимир, Александра, Амира и Юлия скользили вдоль станка. Превращались в тени и повторяли, повторяли, повторяли….

Каждый из них понимает: важны четкость и слаженность. Но то ли из-за экстремального волнения, то ли из-за жары (за окном на солнце столбик термометра поднимался до отметки + 40) каждое движение конкурсантам дается с трудом.

Чуть больше 15 минут на адажио. И пришло время для самой динамичной и зрелищной части класса — аллегро. К волнению и жаре, видимо, на этом этапе добавилась еще и естественная усталость… По залу разносится звучное: «Стоп, стоп!»

Худрук балета Махар Вазиев, наблюдая за тем, как участники пытаются сосредоточиться, не может скрыть своего удивления. Что произошло с людьми, которые во время заочного отбора произвели на мэтра очень хорошее впечатление?

Слушайте, вы так смотрите Марии Евгеньевне на ноги... Здесь нет ничего нового! Школьная программа! Глиссад, глиссад дубль ассамбле! Приехали, называется…

Махар Вазиев настаивает на том, что нужно соображать быстрее.

Все встали в исходные позиции, и началось то самое скольжение, которого от молодых коллег и ждали наставники. Конкурсанты пересекают по диагонали репетиционный зал, на мгновение будто зависая в воздухе.

Махар Хасанович облегченно вздыхает:

 Ну, наконец-то сообразили! 

И по тому, как это было сказано, понятно: право на ошибки реализовано сполна, еще одного шанса не будет. Когда до конца класса осталось чуть меньше 10 минут, молодые артисты сумели собраться. Художественный руководитель балетной труппы сосредоточен и суров. Присутствующие журналисты пытаются угадать, кто же в результате перейдет в этом хореографическом квесте на следующий этап.

Семеро смелых: второй очный отбор в Молодежную балетную программу Большого театра


Урок завершен. Чтобы принять окончательное решение, Махар Вазиев должен еще пообщаться со всеми участниками лично. Но это будет чуть позже — сейчас в графике художественного руководителя репетиция нового балета «Чайка».

Собеседование назначено на 13:00. Обстоятельный разговор. Пауза на размышление и… места стажеров Молодежной балетной программы Большого получает великолепная семерка в полном составе! Уже завтра в это же время их в светлых репетиционных залах будут ждать наставники. И то, что не удалось освоить во время учебы в профильных академиях, участники программы смогут наверстать во время индивидуальных занятий.  

На протяжении всего обучения компания «Ингосстрах» будет выплачивать им стипендию, Большой театр возьмет на себя расходы по проживанию, а молодые артисты смогут просто быть в балете и еще раз продемонстрировать свое мастерство, скорость реакции и, самое главное, готовность учиться новому. Молодежная балетная программа — в действии!

Последние статьи и новости о балете