Гайд: мировые школы балета

Гайд: мировые школы балета

Как часто мы слышим: русская школа балета — самая сильная, а французская школа славится мелкой техникой, американская школа — это неоклассика, а британская равно Марго Фонтейн. Попробуем разобраться, в чем особенности самых важных балетных институций в мире, и, кстати, при чем здесь русские? 

Американский балет

Начало

Глобальные балетные процессы в Америке начались с Джорджа Баланчина: именно он решил скрестить классическую традицию с американским атлетизмом, стремительностью и динамикой. Да, балет в некоторой форме существовал там и до появления Баланчина в Штатах. Еще на рубеже XIX и XX веков ставились балетные номера для музыкальных представлений, чуть позже открывались студии участников антрепризы Дягилева, например под управлением Мордкина и Фокина, оказали влияние гастроли Анны Павловой. Но именно Баланчин, выученный в Петербурге, создал тот симбиоз классических законов Мариуса Петипа и природы местных танцовщиков, который стал основной Американской школы балета.

Имена

В списке имен в этой главе кроме Джорджа Баланчина сразу должен звучать Джером Роббинс (к слову, он был одним из режиссеров культового фильма «Вестсайдская история» 1961 года). Роббинс добавлял в свои работы много артистизма, чувства юмора, эмоций и открытой свободы, а главной его репликой к артистам было «take it easy» — легко и открыто, очень по-американски, не правда ли?

Постановки

Одни из самых важных постановок американского балета — это в первую очередь бессюжетные работы Баланчина. Его стремление замешать в единое неистовое целое музыку и танец стало движущей силой американской школы и неоклассики. Примеров здесь множество, но мы сразу назовем два шедевра, которые можно посмотреть в России: «Симфония до мажор» и «Драгоценности». Первая — символ единства труппы, танца и хрустальной музыки, вторая — воспоминания-фантазии самого Баланчина о Франции, немного о Грузии в джазовом миксе и о России.

Стиль 

Из хореографического микса графичной и упорядоченной классики, атлетизма танцовщиков, свободы и чувства юмора и сложился стремительный и обаятельный стиль американской школы. К слову, все это требует идеальной выучки классической техники и высоких скоростей исполнения.

Британская школа

Начало

Историю Британской школы отсчитывают от даты рождения труппы Королевского балета. Она была основана в 20-х годах XX века Нинет де Валуа, участницей Ballets Russes Сергея Дягилева. С самого своего рождения Британский балет брал все лучшее, что создала русская школа, и соединял это с природной сдержанностью английского характера, синтезируя в танце и постановках многовековую театральную традицию. Именно поэтому в британских спектаклях часто встречаются очень мощное сюжетное начало и человеческие истории, даже если перед нами работы без линейного повествования.

Имена

Создателем британского балета называют сэра Фредерика Аштона. Он окончательно скрестил русский балет и британский характер. В его рецепте язык классики лег на английский лиризм, иронию и любовь к драматическому театру. Хореограф Кеннет Макмиллан, чье имя строго надо знать в контексте истории английского балета, в последнем пошел еще дальше: многие его постановки превращались на сцене в блокбастеры большой формы в духе киноклассики золотого века Голливуда.

Постановки

Если говорить про сэра Фредерика Аштона, то одно из самых любимых его сочинений в мире — это «Маргарита и Арман», созданное специально для гранд-дамы «Ковент-Гардена» Марго Фонтейн и ее партнера Рудольфа Нуреева. Блестящий образец «истории» даже в бессюжетной хореографии и британского танцевального стиля. Из списка постановок Макмиллана сразу напрашивается «Ромео и Джульетта», самая известная балетная версия шекспировской драмы.

Стиль 

Британская школа — это и аристократичные постановки, и большая эпическая литература. Драму на английской балетной сцене хореографы тактично «заворачивают» в поэтическое движение.

Французская школа

Начало

Истории балета во Франции в XVII века положил начало Людовик XIV, а на излете тысячелетия благородное искусство пришло в упадок. Открыли его заново для великой страны Сергей Дягилев, познакомивший публику с Ballets Russes, и Серж Лифарь, который возглавил Парижскую оперу в конце 1920-х годов и вернул былую славу французскому балету. 

Имена

Если вы хотите срочно бежать смотреть на образец французской школы, то наберите в YouTube имя Сильви Гиллем — этуаль Парижской оперы, муза Рудольфа Нуреева и половины мира, последняя прима ассолюта XX века. Божественные линии, безукоризненность во всем, инопланетная харизма — она перетанцевала весь классический и неоклассический репертуар Опера, а потом стала главным вдохновением контемпорари.

Постановки

Чтобы познакомиться с высоким стилем французской школы и Сержа Лифаря, смело ищите записи балета «Сюита в белом»: здесь и выверенные хореографические композиции, и форма, требующая всеправящей виртуозности — тонкий шарм французской классики.

Стиль 

Благодаря Лифарю на сцену Опера вернулись чистота танца, техника в абсолютной степени, изящество исполнения и знаменитые идеальные стопы, которыми по сей день славятся ноги главной парижской сцены, способные продемонстрировать самые быстрые батю в мире (от фр. battus, от фр. battre — бить; прыжковые движения, усложненные ударом, или несколькими ударами одной ноги о другую). Все эти принципы страстно укрепляют на протяжении ста лет хранители французской школы.

Русская школа

Начало 

Кажется удивительным, но какую бы мы школу ни описывали, все начиналось с русского балета. В Россию это искусство пришло из Европы. Его совершенствовали и французы, и итальянцы, которые выучивали балерин, ставили имперские спектакли или просто привозили на гастроли свое мастерство в XIX веке (кстати, трюк в 32 фуэте в Россию привезен итальянками, но именно здесь он стал обязательным элементом). В конце XIX – начале XX века западное балетное искусство постепенно срасталось в руках Мариуса Петипа с русской эмоциональностью и одновременно певучестью жеста и движения — зарождалась национальная школа.

Имена

В начале XX века Сергей Дягилев, Анна Павлова, Ольга Спесивцева, Вацлав Нижинский и другие легенды «Русских сезонов» вернули балет Европе. Но даже после их эмиграции в Ленинграде и Москве балетное ремесло продолжало развиваться: благодаря методике Агриппины Вагановой, танцовщикам, передающим из ног в ноги мастерство, новым редакциям балетов Петипа, великим хореографам и композиторам. Несмотря на железный занавес и на переменчивые 1990-е годы, на протяжении XX века звезды Мариинского (Кировского) и Большого театра покоряли зрителей по всему миру своей школой и наполненностью.

Постановки 

Хотите насладиться совершенным русским балетом — смело идите на «Лебединое озеро» Мариуса Петипа и Льва Иванова в редакции Константина Сергеева. Благородный рисунок танца Одетты-Одиллии с прописанными мельчайшими нюансами жеста и движения — идеальное воплощение стиля русской школы. 

Стиль 

Русская прямота, аристократизм, простота в позах, положении рук, головы и плеч стали мировым образцом классической формы — то, что оттачивается до идеальной безупречности по легендарной методике Агриппины Вагановой. 


Американская 

Французская

Британская 

Русская

Имена

Джордж Баланчин, Джером Роббинс

Серж Лифарь 

Фредерик Аштон, Кеннет Макмиллан 

Мариус Петипа, Агриппина Ваганова  

Постановки

«Драгоценности» (хор. Джордж Баланчин), «Симфония до мажор» (хор. Джордж Баланчин), «В ночи» (хор. Джером Роббинс)

«Сюита в белом»

«Маргарита и Арман» (хор. Фредерик Аштон), «Ромео и Джульетта» (хор. Кеннет Макмиллан)

«Лебединое озеро» (хор. Мариуса Петипа), «Шопениана» (хор. Михаила Фокина), 

Стиль 

Скорость, графичность, чувство юмора 

Мелкая техника, быстрая работа стоп 

Тактичное исполнение, лиризм, сюжетность

Аристократизм, простота, «поющий» верх и руки

Рождение

1930-е гг.

Конец 1920-х гг.

Конец 1920-х гг.

Конец XIX - начало XX века 

Последние статьи и новости о балете