
Гайд: мировые школы балета
Как часто мы слышим: русская школа балета — самая сильная, а французская школа славится мелкой техникой, американская школа — это неоклассика, а британская равно Марго Фонтейн. Попробуем разобраться, в чем особенности самых важных балетных институций в мире, и, кстати, при чем здесь русские?
Американский балет
Начало
Глобальные балетные процессы в Америке начались с Джорджа Баланчина: именно он решил скрестить классическую традицию с американским атлетизмом, стремительностью и динамикой. Да, балет в некоторой форме существовал там и до появления Баланчина в Штатах. Еще на рубеже XIX и XX веков ставились балетные номера для музыкальных представлений, чуть позже открывались студии участников антрепризы Дягилева, например под управлением Мордкина и Фокина, оказали влияние гастроли Анны Павловой. Но именно Баланчин, выученный в Петербурге, создал тот симбиоз классических законов Мариуса Петипа и природы местных танцовщиков, который стал основной Американской школы балета.
Имена
В списке имен в этой главе кроме Джорджа Баланчина сразу должен звучать Джером Роббинс (к слову, он был одним из режиссеров культового фильма «Вестсайдская история» 1961 года). Роббинс добавлял в свои работы много артистизма, чувства юмора, эмоций и открытой свободы, а главной его репликой к артистам было «take it easy» — легко и открыто, очень по-американски, не правда ли?
Постановки
Одни из самых важных постановок американского балета — это в первую очередь бессюжетные работы Баланчина. Его стремление замешать в единое неистовое целое музыку и танец стало движущей силой американской школы и неоклассики. Примеров здесь множество, но мы сразу назовем два шедевра, которые можно посмотреть в России: «Симфония до мажор» и «Драгоценности». Первая — символ единства труппы, танца и хрустальной музыки, вторая — воспоминания-фантазии самого Баланчина о Франции, немного о Грузии в джазовом миксе и о России.
Стиль
Из хореографического микса графичной и упорядоченной классики, атлетизма танцовщиков, свободы и чувства юмора и сложился стремительный и обаятельный стиль американской школы. К слову, все это требует идеальной выучки классической техники и высоких скоростей исполнения.
Британская школа
Начало
Историю Британской школы отсчитывают от даты рождения труппы Королевского балета. Она была основана в 20-х годах XX века Нинет де Валуа, участницей Ballets Russes Сергея Дягилева. С самого своего рождения Британский балет брал все лучшее, что создала русская школа, и соединял это с природной сдержанностью английского характера, синтезируя в танце и постановках многовековую театральную традицию. Именно поэтому в британских спектаклях часто встречаются очень мощное сюжетное начало и человеческие истории, даже если перед нами работы без линейного повествования.
Имена
Создателем британского балета называют сэра Фредерика Аштона. Он окончательно скрестил русский балет и британский характер. В его рецепте язык классики лег на английский лиризм, иронию и любовь к драматическому театру. Хореограф Кеннет Макмиллан, чье имя строго надо знать в контексте истории английского балета, в последнем пошел еще дальше: многие его постановки превращались на сцене в блокбастеры большой формы в духе киноклассики золотого века Голливуда.
Постановки
Если говорить про сэра Фредерика Аштона, то одно из самых любимых его сочинений в мире — это «Маргарита и Арман», созданное специально для гранд-дамы «Ковент-Гардена» Марго Фонтейн и ее партнера Рудольфа Нуреева. Блестящий образец «истории» даже в бессюжетной хореографии и британского танцевального стиля. Из списка постановок Макмиллана сразу напрашивается «Ромео и Джульетта», самая известная балетная версия шекспировской драмы.
Стиль
Британская школа — это и аристократичные постановки, и большая эпическая литература. Драму на английской балетной сцене хореографы тактично «заворачивают» в поэтическое движение.
Французская школа
Начало
Истории балета во Франции в XVII века положил начало Людовик XIV, а на излете тысячелетия благородное искусство пришло в упадок. Открыли его заново для великой страны Сергей Дягилев, познакомивший публику с Ballets Russes, и Серж Лифарь, который возглавил Парижскую оперу в конце 1920-х годов и вернул былую славу французскому балету.
Имена
Если вы хотите срочно бежать смотреть на образец французской школы, то наберите в YouTube имя Сильви Гиллем — этуаль Парижской оперы, муза Рудольфа Нуреева и половины мира, последняя прима ассолюта XX века. Божественные линии, безукоризненность во всем, инопланетная харизма — она перетанцевала весь классический и неоклассический репертуар Опера, а потом стала главным вдохновением контемпорари.
Постановки
Чтобы познакомиться с высоким стилем французской школы и Сержа Лифаря, смело ищите записи балета «Сюита в белом»: здесь и выверенные хореографические композиции, и форма, требующая всеправящей виртуозности — тонкий шарм французской классики.
Стиль
Благодаря Лифарю на сцену Опера вернулись чистота танца, техника в абсолютной степени, изящество исполнения и знаменитые идеальные стопы, которыми по сей день славятся ноги главной парижской сцены, способные продемонстрировать самые быстрые батю в мире (от фр. battus, от фр. battre — бить; прыжковые движения, усложненные ударом, или несколькими ударами одной ноги о другую). Все эти принципы страстно укрепляют на протяжении ста лет хранители французской школы.
Русская школа
Начало
Кажется удивительным, но какую бы мы школу ни описывали, все начиналось с русского балета. В Россию это искусство пришло из Европы. Его совершенствовали и французы, и итальянцы, которые выучивали балерин, ставили имперские спектакли или просто привозили на гастроли свое мастерство в XIX веке (кстати, трюк в 32 фуэте в Россию привезен итальянками, но именно здесь он стал обязательным элементом). В конце XIX – начале XX века западное балетное искусство постепенно срасталось в руках Мариуса Петипа с русской эмоциональностью и одновременно певучестью жеста и движения — зарождалась национальная школа.
Имена
В начале XX века Сергей Дягилев, Анна Павлова, Ольга Спесивцева, Вацлав Нижинский и другие легенды «Русских сезонов» вернули балет Европе. Но даже после их эмиграции в Ленинграде и Москве балетное ремесло продолжало развиваться: благодаря методике Агриппины Вагановой, танцовщикам, передающим из ног в ноги мастерство, новым редакциям балетов Петипа, великим хореографам и композиторам. Несмотря на железный занавес и на переменчивые 1990-е годы, на протяжении XX века звезды Мариинского (Кировского) и Большого театра покоряли зрителей по всему миру своей школой и наполненностью.
Постановки
Хотите насладиться совершенным русским балетом — смело идите на «Лебединое озеро» Мариуса Петипа и Льва Иванова в редакции Константина Сергеева. Благородный рисунок танца Одетты-Одиллии с прописанными мельчайшими нюансами жеста и движения — идеальное воплощение стиля русской школы.
Стиль
Русская прямота, аристократизм, простота в позах, положении рук, головы и плеч стали мировым образцом классической формы — то, что оттачивается до идеальной безупречности по легендарной методике Агриппины Вагановой.
Американская | Французская | Британская | Русская | |
Имена | Джордж Баланчин, Джером Роббинс | Серж Лифарь | Фредерик Аштон, Кеннет Макмиллан | Мариус Петипа, Агриппина Ваганова |
Постановки | «Драгоценности» (хор. Джордж Баланчин), «Симфония до мажор» (хор. Джордж Баланчин), «В ночи» (хор. Джером Роббинс) | «Сюита в белом» | «Маргарита и Арман» (хор. Фредерик Аштон), «Ромео и Джульетта» (хор. Кеннет Макмиллан) | «Лебединое озеро» (хор. Мариуса Петипа), «Шопениана» (хор. Михаила Фокина), |
Стиль | Скорость, графичность, чувство юмора | Мелкая техника, быстрая работа стоп | Тактичное исполнение, лиризм, сюжетность | Аристократизм, простота, «поющий» верх и руки |
Рождение | 1930-е гг. | Конец 1920-х гг. | Конец 1920-х гг. | Конец XIX - начало XX века |