Имена мировых школ балета:  Агриппина Ваганова

Имена мировых школ балета: Агриппина Ваганова

Она была артисткой кордебалета, солисткой, хореографом и худруком, педагогом и автором книги. Ее методика обучения — «система Вагановой» — актуальна по сей день.

Путь из кордебалета в солистки 

Агриппина Ваганова родилась 26 июня 1879 года в Санкт-Петербурге. Ее отец, бывший унтер-офицер, служил капельдинером в Мариинке, так что с одной из главных театральных сцен страны она была знакома с детства. 

В 1890 году Ваганова поступила в Императорское театральное училище. Одним из первых учителей Агриппины стал балетмейстер Лев Иванов, затем Ваганова обучалась у примы Мариинского театра, балетного педагога Екатерины Вазем. 

Одной из первых партий будущей балерины стала роль в спектакле «Волшебная флейта». Эту постановку Лев Иванов подготовил для воспитанников училища. В 1897 году выпускница Ваганова присоединилась к балетной труппе Мариинки. Однако ее сценический путь простым не был: долгие годы она танцевала в кордебалете, а хореограф Мариус Петипа невысоко отзывался о способностях танцовщицы. Да и сама артистка балета иронично замечала, что в тот период была «тридцать третьей тенью в “Баядерке”», хотя в постановке на сцену выходили тридцать две тени. 

Несколько лет ей понадобилось, чтобы закрепиться в статусе солистки театра. Она танцевала в «Жизели», «Коньке-Горбунке» и, наконец, исполнила в «Лебедином озере» партию Одетты-Одиллии, которая давно была ее мечтой. 

Тогда Ваганову называли королевой вариаций — за блестящие сольные роли. В балете «Ручей», поставленном Николаем Легатом, она также солировала и демонстрировала на сцене элементы, которые впоследствии стали отличительными чертами ее стиля. Четкие техничные линии, мощные прыжки и «стальной» носок — годы спустя по этим признакам будут узнавать «вагановскую школу». 

Этап главных партий начался в ее карьере с 1910-х годов. Однако уже в 1916 году Агриппина Яковлевна уходит со сцены, чтобы заняться преподаванием.

Становление «системы Вагановой»

В качестве балетного педагога она дебютировала в частных школах. Обширной преподавательской практики не было, в революционные годы ей даже приходилось выступать за еду. Новый этап начался после революции 1917 года: тогда артист и педагог Александр Облаков пригласил Ваганову преподавать в Петроградское театральное училище. В 1922 году Агриппина Яковлевна подготовила к выпуску своих первых учеников, а затем начала работать с предвыпускными женскими классами. Это время — этап становления «системы Вагановой», авторской методики преподавания, которую отличали четкая техника и строгость постановки балетных позиций. С 1924 до 1950-х годов Агриппина Ваганова выпускает целую плеяду артисток, многие из которых стали выдающимися балеринами своей эпохи. Среди ее многочисленных выпускниц были Марина Семенова, Галина Уланова, Наталья Дудинская, Алла Шелест, Ольга Моисеева и другие. Под руководством Вагановой Майя Плисецкая готовила партию Маши в «Щелкунчике», а впоследствии не раз называла Агриппину Яковлевну своим лучшим учителем. Плисецкая писала: 

«У Вагановой были фантастические мозги. Она видела сразу, в чем дело. Она никогда не говорила ученице: “Попробуй так!” Она требовала: “Надо так”. Она для меня Микеланджело в балете»

В течение шести лет, с 1931 по 1937 годы, педагог занимала должность худрука балетной труппы театра имени С.М. Кирова. В это время она редактирует классические постановки, среди которых были «Лебединое озеро» Мариуса Петипа и «Эсмеральда». Так, в постановке Петипа Агриппина Ваганова изменила сцену первой встречи Одетты и принца Зигфрида — в таком виде этот эпизод надолго задержался в постановках других хореографов. 

Впрочем, сама Агриппина Яковлевна не задержалась в статусе художественного руководителя балетной труппы, потому что к тому времени оформился разрыв между запросом публики на новый театральный репертуар и классическим подходом к балетному искусству, который всегда был близок Вагановой. В итоге свой академизм и стремление к системе она реализовала в собственной методике преподавания и написанной книге. 

Книга как квинтэссенция знаний и опыта 

В основе преподавательской методики Вагановой всегда был академический танец. Первая ступень на пути к балетному мастерству — отточенность классических движений и позиций, ведь именно в этом заключалась сильная сторона самой Агриппины Яковлевны. В совершенстве овладев классической основой, балерина могла выйти на следующий уровень — проявление свободы и индивидуального стиля в танце. Ваганова писала: 

«К экзерсису нужно подойти, как мы подходим в жизни к своему лечению: мы получаем предписания врача, но в общем каждый сам знает, как он должен применять их к себе, как себя лечить»

В танцклассах педагог сама служила образцом сценической выправки и демонстрировала четкость позиций и силу прыжков. Свои знания она передала нескольким поколениям учениц и зафиксировала в книге «Основы классического танца», которую впервые издали в 1934 году. Произведение Вагановой стало одним из знаковых трудов в мире балета, где автор систематизировал методику преподавания балета, до этого представленную в виде отдельных знаний и практических наработок. Книгу шесть раз переиздавали и перевели на многие языки. 

Вплоть до 1950-х годов Агриппина Яковлевна преподавала балет, найдя в этом свое настоящее призвание. Она скончалась в Ленинграде в 1951 году в возрасте 72 лет. Имя Вагановой сегодня носит Академия русского балета, расположенная в Санкт-Петербурге.

Последние статьи и новости о балете