Имена мировых школ балета: Баланчин

Имена мировых школ балета: Баланчин

Галерея портретов американской балетной школы начинается с Джорджа Баланчина. Как сложился уникальный стиль хореографа, стоявшего у истоков балета в США, и каковы его характерные черты?

От классики к экспериментам

Георгий Баланчивадзе родился в Санкт-Петербурге в семье грузинского композитора. После выпуска из Императорского театрального училища Баланчивадзе стал артистом Петроградского театра оперы и балета (ныне Мариинский театр) и параллельно учился в Петроградской консерватории.

Хореографической пробой пера для Георгия стала группа «Молодой балет», где он готовит первые экспериментальные постановки. А в 1924 году после гастролей в Германии импресарио Сергей Дягилев приглашает Баланчивадзе стать хореографом в своей труппе «Русский балет» и предлагает ему изменить имя. Так на свет появляется Джордж Баланчин, которому предстоит кардинально изменить балетное искусство. 

От Дягилева к театральным сценам Европы

После полученной травмы колена продолжить танцевальную карьеру у Баланчина не получилось, он сосредоточился на хореографии. С 1924 по 1929 годы в статусе балетмейстера «Русского балета» он представляет девять крупных постановок и несколько отдельных номеров. 

Баланчин пробует себя в разных жанрах: от фарса «Барабо» на музыку Витторио Риети (1925) до балетного конструктивизма «Кошка» на музыку Анри Соге (1927). Балетмейстер впервые нащупывает собственный стиль в постановке «Аполлон Мусагет» (1928). Баланчин будто бы оттолкнулся от классического танца и обновил его под партитуру Стравинского. С этой постановки началось совместное творчество балетмейстера и композитора.

Следующим этапом в хореографической карьере Баланчина становятся должности приглашенного балетмейстера в Лондоне и Копенгагене. Но обе локации оказываются лишь шагами на пути к большому творческому и жизненному периоду. 

От эмиграции к созданию школы национального балета

В Америке Джордж Баланчин оказывается по приглашению мецената Линкольна Керстайна. В 1934 году хореограф открывает балетную школу, а потом на ее основе формирует собственную труппу. В дальнейшем для американской хореографической труппы, получившей в 1948 году название «Нью Йорк сити балет», Баланчин поставит около 150 произведений. Но главное — именно в Америке он сформирует авторский стиль и отличительные особенности национального американского балета. 

Хореографу этот период подарил новый взлет: Баланчин создавал уникальные спектакли в разных жанрах и дарил новую жизнь уже состоявшимся балетам. 

Здесь появляются его известные постановки на музыку Чайковского: «Серенада» (1935), «Балле Империал» (1941), «Блестящее аллегро» (1956), «Размышление» (1963), «Бриллианты» — часть балета «Драгоценности» (1967), «Моцартиана» (1981).

Важной частью профессионального пути Баланчина было сотворчество со Стравинским — всего в дуэте композитора и хореографа появилось 30 постановок. Среди них — «Поцелуй феи» и «Игра в карты» (обе 1937), «Концертные танцы» (1944), «Орфей» (1948).

Настоящей балетной классикой XX века стала «Жар-птица» 1949 года — опять же на музыку Игоря Стравинского. Творческая коллаборация плодотворно продолжилась в 1950-60-х годах: Баланчин ставит сразу несколько балетов на музыку композитора. Это «Агон» (1957), «Вариации» (1966) и «Рубины» — еще одна часть культового балета «Драгоценности» (1967). 

Большая музыкальная классика тоже вдохновляла хореографа: так появился балет «Кончерто барокко» на музыку Баха (1941), «Симфония до мажор» на музыку Бизе (1947) и «Дивертисмент 15» на музыку Моцарта (1956). 

Предлагал Баланчин и свои интерпретации классических балетных сюжетов: в 1951 году публика увидела «Лебединое озеро», а в 1954 — «Щелкунчика», просмотр которого перед Рождеством уже более полувека является для многих традицией. 

Почерк мастера: сюжет и музыка в балетах Баланчина

Хореографическое наследие Джорджа Баланчина столь же разнообразно, сколь велико. За свою жизнь он создал 465 постановок и при этом успел оставить след не только в балете. Баланчин ставил бродвейские мюзиклы, занимался балетными постановками для телевидения, режиссировал оперные спектакли.

Однако всемирную славу получили его бессюжетные балеты и особые взаимоотношения с музыкой. Хореограф работал с жанрами, которые, на первый взгляд, не предназначены для балета. Концерты и ансамбли, сюиты и симфонии в постановках Баланчина становились уникальным музыкальным материалом. Он использовал как классические произведения, так и творения современных композиторов. 

Подобно тому, как в юности Георгий Баланчивадзе искусно сочетал обучение в консерватории и работу в балетной труппе, хореограф Джордж Баланчин виртуозно создавал постановки на стыке музыкальной изобразительности и танцевальной эмоциональности. В спектаклях Баланчина именно пластичный образ стал основой всего, отодвинув на второй план сюжетные перипетии и яркие декорации. Танцовщики взаимодействуют с музыкой и стилистически дополняют ее. Даже в типично американских сюжетах хореограф не изменял своему стилю. Ковбои в постановке «Симфония Дальнего Запада» двигались по сцене, сочетая искусство классического танца и «цитаты» из джазовой ритмики. 

Характерные движения танцовщиков из постановок Джорджа Баланчина — в одновременной техничности и экспрессии. Чистые движения в нижней части тела и максимум выразительности в верхней — так характеризуют стиль хореографа его ученики. 

Важной особенностью хореографического творчества Джорджа Баланчина было то, что он не объявлял себя революционером, не произносил громких фраз о разрыве с классическим балетным искусством. И между тем он смело обращался с традициями балета, не боялся экспериментировать с жанрами и позволял музыке звучать открыто — не в качестве аккомпанемента к танцу, а наравне с ним.

Последние статьи и новости о балете