Имена мировых школ балета: Джером Роббинс

Имена мировых школ балета: Джером Роббинс

Выражал в танце американский дух, создал более 60 балетов и стал звездным постановщиком мюзиклов. Джером Роббинс — один из «отцов» танцевального искусства в Америке.

Становление хореографа 

Джером Роббинс родился в 1918 году в семье еврейских эмигрантов, покинувших Россию до начала Октябрьской революции. С 18 лет обучался искусству классического танца. Стартовой площадкой для Роббинса стал Бродвей, где он танцевал модерн до 1939 года. 

Затем артист перешел в Американский балетный театр: сперва выступал в кордебалете, потом в качестве солиста. В 1942 году Джером Роббинс стал известен благодаря партии Петрушки в одноименном балете Игоря Стравинского. В дальнейшем танцовщик участвовал в постановках Михаила Фокина, Энтони Тюдора, Леонида Мясина, Джорджа Баланчина, Давида Лишина и Агнес де Милль. 

В 1944 году Роббинс представил публике свою первую балетную постановку — «Матросы на берегу». Она оказалась успешной, и автор на следующий день после премьеры буквально проснулся знаменитым. 

Хореограф совмещал работу в Американском театре со спектаклями для «Нью-Йорк Сити балет», возглавляемого Джорджем Баланчиным. В 1949 году он окончательно переходит в команду Баланчина и становится его заместителем. 

Больше чем балет

Со временем творчество Джерома Роббинса вышло за пределы балетной сцены. Он работал на телевидении, пробовал себя в качестве режиссера, получил два «Оскара» за хореографию для фильма «Вестсайдская история». При этом Роббинс не покинул «Нью-Йорк Сити балет». До 1989 года он занимал должность главного хореографа вместе с Питером Мартинсом. 

Балетное наследие Джерома Роббинса объемно и разнообразно. Он создал более 60 постановок: многие из них вошли в репертуар «Нью-Йорк Сити балет», Балета Парижской национальной оперы и других театров по всему миру. Среди известных спектаклей хореографа — «Послеполуденный отдых фавна» (1953), «Концерт» (1956), «Свадебка» (1965), «Танцы на вечеринке» (1969), «В ночи» (1970), «В тональности соль мажор» (1975) и другие. Одной из последних работ Роббинса оказалась «Сюита танцев» (1994), главную партию в ней исполнил Михаил Барышников.

Всемирно известные бродвейские постановки дополняют галерею работ Роббинса-балетмейстера. Бродвейскую постановку хореографа «Скрипач на крыше» ожидал триумф. Он получил заслуженное признание и в театральной среде, и в телеиндустрии. В дополнение к двум «Оскарам» Роббинс стал обладателем премий «Тони», «Эмми», театральных премий Дональдсона, премии Гильдии режиссеров Америки, Круга нью-йоркских театральных критиков и Кеннеди-центра. 

Еще при жизни Джерому Роббинсу удалось стать настоящей легендой. В день его смерти, 29 июня 1998 года, на Бродвее даже приглушили свет фонарей. 

Балетный почерк мастера

Хореографическое мастерство Роббинса состояло в умении сочетать фольклор и современность, танцевальность и драматизм, джазовые ритмы и вечную балетную классику. При этом его постановки сохраняют четкую сюжетную линию, а персонажи глубоко раскрывают свои характеры с помощью танцевальных па. 

Создавая роскошное наследие в жанрах балета и мюзикла, хореограф часто будто бы объединял их. Его постановки для балетной сцены и для Бродвея «обмениваются» приемами сценической изобразительности. 

Стилистически балеты Джерома Роббинса очень разнообразны. Он работал в неоклассическом стиле: спектакль «Времена года» отчетливо напоминает об исторических придворных традициях балетного искусства. Комедийный стиль тоже был близок хореографу. В постановке на музыку Фредерика Шопена «Концерт» Роббинс вывел не сцену не просто образы, а карикатурные шаржи на театральную публику. 

Балетмейстер умело работал с музыкальным материалом Игоря Стравинского. Для труппы «Нью-Йорк Сити балет» он поставил «Жар-птицу» (1970) и «Пульчинеллу» (1972). Позже хореограф обратился к вальсам и мазуркам Шопена. Результатом стала постановка «Другие танцы» (1976), главные партии в которой исполнили Наталья Макарова и Михаил Барышников.

Прочным и плодотворным оказался творческий союз Роббинса с выдающимся композитором Леонардом Бернстайном. Впервые музыка Бернстайна зазвучала в дебютной постановке Джерома Роббинса «Матросы на берегу», годы спустя великолепная «Вестсайдская история» стала еще одним ярким результатом их совместной работы. 

Джордж Баланчин говорил про Роббинса, что ему удалось выразить через танцевальные движения подлинно американский дух. В установлении высоких стандартов, творческих образцов на десятилетия вперед и состоит весомый вклад хореографа в развитие американской школы и всего балетного искусства. 

Биографу великого хореографа, Деборе Джоуитт, пожалуй, удалось просто и емко сформулировать важные строки о нем:

«Все, за что брался Роббинс, было сделано очень и очень талантливо».

 

Последние статьи и новости о балете