Имена мировых школ балета: Фредерик Аштон

Имена мировых школ балета: Фредерик Аштон

Основоположник английской школы балета, многогранный балетмейстер, Фредерик Аштон оставил ценное танцевальное наследие и воспитал плеяду ярких артистов и хореографов.

Мечтал быть танцовщиком, а стал хореографом

Фредерик Аштон родился в 1904 году в эквадорском городе Гуаякиль. Когда мальчику было три года, семья переехала в Перу. Именно там в возрасте 13 лет Аштон увидел выступление великой балерины Анны Павловой в местном театре. Момент оказался судьбоносным: мальчик был в восторге и решил посвятить себя балету. В статье «Фредерик Аштон. К юбилею великого мастера» исследователь Марина Дудина приводит такие воспоминания балетмейстера о Павловой: 

«Она была духом, она была пламенем, но только не человеком… Она заразила меня своим ядом, и с этого вечера я хотел исключительно танцевать».

В 15 лет Фредерик отправляется на учебу в Великобританию. Однако Дуврский колледж, куда отправили его родители, Аштон так и не окончил. Он устроился на работу в Сити. Часть заработанного отдавал семье, остальное тратил на занятия с танцовщиком «Русского балета» Дягилева Леонидом Мясиным. Именно Мясин посоветовал Аштону продолжить обучение у балетного педагога Мари Рамбер. Это время было периодом становления английской школы балета: среди учеников Рамбер были сильные артисты, к числу которых и примкнул Фредерик Аштон. 

Однако стать прославленным танцовщиком ему было не суждено: не позволили физические данные. И все же технических способностей и таланта Аштону было не занимать. При поддержке Мари Рамбер он ставит свой первый балет — в 1926 году на сцене Лирического театра в клубе «Рамбер» состоялась премьера постановки «Трагедия моды». Этот дебют Аштона-хореографа считается первым английским национальным балетным спектаклем. Он не только открыл публике нового балетмейстера, но и начал серию танцевальных постановок под эгидой театра Рамбер. 

Два года спустя Фредерик Аштон присоединился к труппе Иды Рубинштейн в Париже — на сей раз в качестве танцовщика. Должность хореографа занимала Бронислава Нижинская, сестра танцовщика Вацлава Нижинского, чье имя гремело со сцены десятилетие назад. Аштон восхищался труппой Рубинштейн, а свою роль в ней оценивал самокритично: 

«Компания очень большая, и ощущается острая конкуренция. Но мне беспокоиться не о чем — я, безусловно, самый худший танцовщик».

После года гастролей с антрепризой Иды Рубинштейн он вернулся в Лондон и начал новый этап жизни. 

Из Лондона по всему миру: открыт к сотрудничеству и сотворчеству

В Англии Фредерик Аштон ставит несколько балетных «миниатюр» для своего педагога Мари Рамбер и ее «Балетного клуба». В последующие годы он сотрудничает с разными труппами: в 1931 году пишет балет «Фасад» для Общества Камарго, в 1933 — постановку для лондонской труппы Нинет де Валуа. Затем он закрепился в роли ведущего балетмейстера и одного из худруков этого коллектива, который с 1957 года получает название Королевский балет. 

При этом хореографическая карьера не оборвалась: в лондонской труппе Фредерик исполнял преимущественно характерные роли, среди которых была, например, партия феи Карабос в балете «Спящая красавица». 

Аштон оказался очень продуктивным хореографом. В 1939 году он работал над постановкой «Каникулы дьявола» для «Русского балета» в Монте-Карло. Успевал ставить хореографию для драматических и оперных спектаклей, а также для кинофильмов. 

Критики отмечали, что его творчество было разнообразным не только по форме, но и по содержанию. Так, в 1930-е годы он ставил развлекательные балеты и тяготел к легким жанрам. С началом Второй мировой войны в его постановках появляются более драматичные и глубокие темы. В послевоенные годы Фредерик Аштон работал столь же активно. Он сотрудничает с балетными труппами из Парижа, Нью-Йорка, ставит оперы для Ковент-Гарден, продолжает работать в киноиндустрии. 

Одной из вершин балетного творчества Фредерика Аштона считают постановку «Симфонические вариации» на музыку Сезара Франка. Премьера балета состоялась в 1946 году. Зрелое творчество Аштона — это балетные шедевры и работа в Королевском балете, где он был художественным руководителем труппы. Еще один интересный опыт хореографа — балет по мотивам тургеневского «Месяца в деревне» (1976). 

Последней работой британского балетмейстера стал одноактный балет «Колыбельная». Постановку на музыку Эдуарда Элгара он посвятил королеве-матери и ее дочерям — будущей королеве Елизавете II и принцессе Маргарет.

Почерк мастера

Сэр Фредерик Аштон умер в 1988 году в статусе одного из «отцов» британского балета. Коллектив, которым он руководил, к тому моменту снискал славу одной из самых ярких и самобытных балетных трупп в мире.

Наследие Аштона — более 100 балетов, в числе которых много по-настоящему романтических постановок. Среди них известные и признанные одними из лучших постановок балетмейстера — «Золушка» (1948), «Дафнис и Хлоя» (1951), «Сильвия» (1952), «Ундина» (1958).

Одной из отличительных черт английского балета называют драматическое начало. Бессюжетность встречается редко, чаще артисты балета на сцене показывают историю. И основу для такой концепции национального балета заложил именно Фредерик Аштон.

За это тонкое умение создать на сцене атмосферу легкости, чувственности и смысла балерина Илзе Лиепа называла британского хореографа «Шопеном в балете».

Последние статьи и новости о балете