Имена мировых школ балета: Кеннет Макмиллан

Имена мировых школ балета: Кеннет Макмиллан

Он начал как танцовщик, а потом создал более 40 балетов. Кеннет Макмиллан — мастер реализма и автор многоактных сюжетных постановок для лондонского театра «Ковент-Гарден».

Талант нашел дорогу на сцену

Кеннет Макмиллан родился в Шотландии в 1929 году. Его отец был обычным рабочим, и предположить, что у мальчика проявится интерес к искусству, было сложно. Но, когда он еще учился в школе, на глаза ему попался журнал о балете. Этого оказалось достаточно, чтобы вскоре Кеннет оказался на первом уроке классического танца. 

В 15 лет он поступил в «Сэдлерс Уэллс», которая сейчас носит название Королевской школы балета. Юноша прошел конкурсный отбор — его талант заметили. Со следующего 1946 года он уже присоединился к труппе балетной школы. В это же время Макмиллан знакомится с балериной и хореографом Нинетт де Валуа. Есть легенда, что он подделал письмо от отца с просьбой к Валуа: оценить способности юноши. Было такое или нет, балерина все же поддержала молодого танцовщика на пути его становления. 

Студент Кеннет Макмиллан появился в «Спящей красавице» в 1946 году. Этот показ стал премьерным для недавно открытого после войны театра «Ковент-Гарден». После постановки молодого танцовщика заметил хореограф Фредерик Аштон. Еще одна роль не заставила себя ждать: Макмиллан получает главную партию в балете «Благородные и сентиментальные вальсы». 

В 1950-е годы художественный вектор в творчестве Кеннета Макмиллана меняется. В это время он начинает чаще ставить балетные спектакли, чем танцевать в них. Макмиллан признавался, что новое призвание нравится ему куда больше: выступая перед зрителями, танцовщик никак не мог побороть робость. 

«Я обратился к хореографии, чтобы освободиться от необходимости танцевать самому, и мне очень повезло, потому что первая же моя работа всем понравилась».

Его первые хореографические опыты действительно получают благосклонные отзывы критиков. В 1953 году Макмиллан ставит балет «Сомнамбулизм» с джазовой музыкальной основой, двумя годами позже — «Концертные танцы» на музыку Игоря Стравинского. 

Самой заметной премьерой этого периода становится полномасштабный балет «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева. В спектакле 1965 года главные партии исполнили балетные звезды Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев.

Творческим методом, который выбирает для себя Макмиллан, становится реализм. Ему нравятся сильные личности, их сильные эмоции — именно это он хочет показывать зрителю. В начале 1990-х он сказал в интервью британскому танцевальному критику Клементу Криспу:

«В том, что я хотел поставить на сцене, было больше реализма, чем во всем том, что я видел на протяжении 1940-х и 1950-х годов. Балет тогда напоминал витрины магазинов. Я хотел создавать балеты, которые бы захватывали зрителей судьбой своих героев».

Хореограф во главе ведущих европейских балетных трупп

Во второй половине 1960-х годов объемное хореографическое портфолио позволило Кеннету Макмиллану занять должность художественного руководителя «Балета Берлина», где он работал с 1966 по 1969 год. Яркой премьерой этого периода становится балет «Анастасия»: сначала одноактный, а потом (уже в Лондоне) расширенный до трех актов. Образ главной героини вдохновлен историей фабричной работницы Анны Андерсон, которая известна тем, что выдавала себя за великую княжну Анастасию, дочь последнего российского императора Николая II, и насыщен реалистичными деталями той поры. При этом хореограф предоставил зрителям право самим решать, является ли девушка великой княжной. 

За берлинским назначением вскоре последовало другое: в 1970 году хореограф возглавил британский «Королевский балет». Семь лет спустя он ушел с поста директора, но по-прежнему готовил постановки в статусе главного хореографа театра. Для этой труппы он ставил оригинальные и классические спектакли, делал редакции своих же постановок, которые ранее готовил для других трупп. С именем Макмиллана связан золотой период в жизни «Королевского театра» Англии. 

Одним из образцов позднего творчества хореографа стал балет «Манон» по роману Антуана Франсуа Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско». В «Королевском театре» уже шла одноименная опера Джакомо Пуччини. Балетмейстер решил использовать музыкальный материал французского композитора Жюля Массне, написавшего оперную партитуру. Лондонская премьера балета состоялась в 1974 году. Публике спектакль понравился, отзывы критиков были неоднозначными, однако хореографию Макмиллана хвалили все. В ответ на замечания балетмейстер решил сделать действие более динамичным и впоследствии сократил третий акт. 

К периоду, когда Макмиллан возглавлял «Королевский балет», относится и его неоклассическая постановка «Майерлинг» на музыку Ференца Листа. Сюжетной основой для балета послужила история австрийского кронпринца Рудольфа. Майерлингом назывался охотничий замок, который Рудольф, единственный сын австрийского императора, купил в 1887 году. Именно там и разыгралась настоящая трагедия: в 1889 году в стенах замка нашли трупы самого кронпринца и его юной возлюбленной, которую не принимал король-отец. 

Премьера балета на основе этого трагико-мистического сюжета состоялась в 1978 году на сцене «Ковент-Гарден». 

«Майерлинг» оказался сценическим долгожителем: в разное время его восстанавливали на сцене Королевского театра более 10 раз. 

Удивительно и то, как судьба самого балетмейстера оказалась связана с его творением. В 1992 году постановку вернули на сцену «Ковент-Гарден». Кеннет Макмиллан смотрел премьеру из-за кулис, однако дождаться выхода труппы на поклон ему было не суждено. Хореограф скончался за сценой от сердечного приступа в возрасте 62 лет. 

Балетмейстер оставил наследие, состоящее из более чем 40 постановок, и еще при жизни снискал славу настоящего мастера реализма. Он любил и действительно мастерски проявлялся в многоактных балетах — это отличает его от других выдающихся хореографов XX столетия. 

Канадская балерина Линн Сеймур посвятила хореографу такие строки: 

«Каждый танцор у Кеннета становился неотъемлемой составляющей и полноценным участником единого творческого процесса. Он пробуждал воображение артиста, требуя конечной правдивости, без фальшивой грации и сентиментальности, без неестественных эмоций. Он хотел видеть неприкрытую, отчаянную, непривлекательную человеческую натуру, из которой только и могут родиться истинные движения души».

Последние статьи и новости о балете