Имена мировых школ балета: Сильви Гиллем

Имена мировых школ балета: Сильви Гиллем

Эта выдающаяся артистка — настоящий рекордсмен. Самая молодая этуаль в Гранд Опера, звезда балетной классики и модерна, француженка Сильви Гиллем, кажется, влюбила в себя весь мир.

Стремительный взлет от дебютантки к этуали и приглашенной звезде

Сильви Гиллем родилась 25 февраля 1965 года в Париже. Ее мать мечтала о спортивной карьере для дочери: девочка с детства занималась спортивной гимнастикой и даже задумывалась о будущем олимпийской чемпионки.

Однако в 11 лет Сильви познакомилась с балетом, и он увлек ее больше. В этом же возрасте она начала обучение в Академии балета Парижской Оперы. Выдающиеся способности будущей артистки увидела Клод Бесси, занимавшая тогда пост директора Академии. 

Начиная с 1981 года, 16-летняя Гиллем уже выходит на сцену в балетных спектаклях, будучи еще ученицей. Окончив Академию, она попадает в парижскую Оперу Гарнье, но лишь в кордебалет, как того требовал устоявшийся порядок. В течение последующих двух лет юная артистка балета оттачивает мастерство, а потом становится лауреатом в Международном конкурсе артистов балета, проходившем в Варне. Полученные опыт и сценическое признание позволили ей в 1984 году занять место первой солистки балетной труппы. 19-летнюю Сильви Гиллем уже называли этуалью — она стала самой молодой примой в истории Гранд Опера. 

Еще пять лет спустя балерина в прямом смысле расширила границы своего сценического присутствия. Ее пригласили на позицию солистки в лондонский Королевский балет, а затем в Американский театр балета. 

Имя Гиллем навсегда вписано в историю классического танца еще и потому, что она первой из балерин начала исполнять элемент six o’clock, поднимая ногу на 180 градусов. Физические данные артистки по-настоящему уникальны: по балетным меркам ее рост (172 см) считается высоким, однако мировому триумфу это не помешало. 

Как неоклассика и современная хореография пришли на смену привычным партиям 

У Сильви Гиллем была репутация универсальной артистки: в ее творческом арсенале — блестящие классические партии и роли в современных постановках в стилях неоклассика и модерн. 

Из классических ролей французской танцовщице, по мнению Рудольфа Нуреева, возглавлявшего балетную труппу Гранд Опера, особенно удавалась роль Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Также на сцену Гранд Опера в Париже и Ковент-Гарден в Лондоне она выходила в образах Джульетты, Раймонды, Жизели, Китри и Золушки. Кстати, именно «Золушку» Рудольф Нуреев поставил специально для нее.

Однако сценическое амплуа Сильви Гиллем не ограничилось классическими партиями. Она работала с хореографами Уильямом Форсайтом, Морисом Бежаром и Фредериком Аштоном. Гиллем называли музой и фавориткой Бежара: балетмейстер создал много спектаклей и отдельных номеров с ее участием. Так, Сильви исполнила ведущую партию в бежаровском «Болеро». Еще одной нашумевшей постановкой стала «Si Si», где балерина показала трагическую судьбу австрийской королевы, а костюмы для спектакля создал модельер Джанни Версаче. 

Постановки хореографа Матса Эка показали публике совсем другую танцовщицу. В спектаклях «Мокрая женщина» или «Прощание» на сцене вместо классической балерины с королевской выправкой оказывается будто бы обычная женщина, немного сутулая, порой нелепая и очень настоящая. Современная хореография увлекла балерину не меньше, позволила показать новые грани своего таланта. 

Эксперименты и аншлаги не заканчиваются 

С 2006 года Сильви Гиллем танцевала в труппе лондонского театра Садлерс Уэллс. На этом этапе она стала музой для еще двух английских хореографов —  Акрама Хана и Рассела Малифанта. С Ханом она исполнила яркий дуэт в постановке «Священные чудовища», Малифант поставил для нее бессюжетный спектакль в стиле контемпорари. 

В 2015 году балерина отправилась в мировое прощальное турне «Жизнь продолжается». Серия концертов растянулась почти на год: публика разных стран встречала Гиллем с восторгом. 50-летнюю артистку ждали аншлаги во всех городах, а финальное выступление 31 декабря в Токио стало достойной кульминацией яркого проекта. 

Интересно, что в балетном мире за Сильви Гиллем закрепилось прозвище Mademoiselle Non (Мадемуазель «Нет»). По одной версии, так ее назвали журналисты — за скрытность и нежелание делиться подробностями своей приватной жизни. Другая версия связана с исключительной сценической избирательностью Гиллем, о которой рассказывают руководители балетных трупп и коллеги по сцене. Балерина требовательна к себе и другим, а ее высочайший статус позволяет отказываться от предложений, если идея ей не по душе. Что ж, такая позиция выглядит вполне в духе современной примы — талантливой и своенравной. 

У Сильви Гиллем есть аккаунт в Инстаграм, где ее виртуальная аудитория превышает 37 тысяч подписчиков. На странице собраны фотографии и видео с театральных сцен и тренировок, кадры с фотосессий и даже редкие архивные кадры с юной балериной. 

Однажды в интервью российскому журналисту Сильви Гиллем подтвердила своё амплуа «Мадемуазель “Нет”», довольно необычно ответив на вопрос о желании передать свое мастерство ученикам:

«Я не беру учеников. Не люблю рутину, не люблю привычки. Передавать знания — не моя профессия. Но я готова заниматься с теми, кто захочет. Но очень мало тех, которые по-настоящему хотят научиться. Большинство удовлетворяются тем немногим, что им известно. И еще очень мало людей, которые способны понять».

Последние статьи и новости о балете