Стань участником «Молодежной балетной программы» Большого Театра,
организованной при поддержке компании «Ингосстрах»!
Три знаковые постановки американской балетной школы

Три знаковые постановки американской балетной школы

Эти бессюжетные балеты Джорджа Баланчина и Джерома Роббинса стали узнаваемыми символами американского балета и одновременно частью мировой балетной истории.

«Симфония до мажор»: балетная классика от Парижа до Нью-Йорка  

Одноактный бессюжетный балет Джордж Баланчин поставил на музыку Первой симфонии Жоржа Бизе. Премьеру жители Нью-Йорка увидели в 1948 году на сцене Городского центра музыки и драмы.

С этим произведением французского композитора Баланчин уже работал: годом ранее он использовал симфонию в балете «Хрустальный дворец» в «Гранд Опера». Затем хореограф вернулся в Америку и создал труппу «Балетное общество».

Именно «Симфония до мажор» стала первой постановкой для нью-йоркских артистов под руководством Баланчина. Американская версия спектакля отличалась от французской не только названием. Для нью-йоркской постановки Джордж Баланчин выбрал монохромные костюмы: балерины выходили на сцену в белых пачках, танцовщики — в черных комбинезонах, тогда как на сцене «Гранд-Опера» артисты танцевали в разноцветных нарядах. Черно-белые сценические образы рождают ассоциации с клавишным рядом, а новое название будто бы уходит от романтической возвышенности к прозрачности и четкости классического балета. 

Театральный критик и балетовед Вадим Гаевский так писал об этом спектакле: 

«Сюжет бессюжетной «Симфонии до мажор» — коллективный триумф и коллективное торжество, ликующая победа того, что объединяет артистов (а может быть — и вообще людей)… Баланчин славит и в сложном композиционном построении точно фиксирует тот сказочный, счастливый, неповторимый миг, когда столь непохожие друг на друга, так яростно конкурирующие этуали, звезды, премьеры, премьерши забывают о вчерашних обидах, о вечной вражде…»

На сцене Большого театра премьера «Симфония до мажор» состоялась в 1999 году. Десять лет спустя постановку возобновили, и сегодня этот балет — признанный образец современной классики. 

«Драгоценности»: история современного балета в блеске камней

Постановка стала первым «полнометражным» бессюжетным балетом в истории. Публика Нью-Йорка впервые увидела трехактный спектакль в 1967 году. На создание «Драгоценностей» Джорджа Баланчина, возможно, вдохновили сверкающие витрины ювелирного магазина Van Cleef & Arpels, расположенного на Пятой авеню. Впрочем, не исключено, что балетмейстер иронизировал, сравнивая свой спектакль с американской индустрией моды. Баланчин писал: 

«Конечно, я всегда любил драгоценные камни; в конце концов, я ведь восточный человек, я грузин. Я люблю цвета драгоценностей, красоту камней».

Однако за блестящей «оболочкой» «Драгоценностей» можно разглядеть весь творческий путь Баланчина. Хореограф создал балет из трех частей: «Изумруды» на музыку Габриэля Форе, «Рубины» по произведениям Игоря Стравинского и «Бриллианты» с музыкой Петра Ильича Чайковского. Три облика мира классического танца: «изумрудный» цвет характеризовал европейский балет, неторопливый и сдержанный, рубины ассоциировались с американским балетом, где угадывались оттенки джаза и характер Нью-Йорка, а бриллиантовая часть посвящалась классическому петербургскому балету — парадному и роскошному. 

Первый показ балета в СССР состоялся в 1972 году: труппа «Нью-Йорк сити балет» выступала с гастролями спектакля «Драгоценные камни» на сцене Кремлевского дворца съездов. В течение десятилетий этот балет для российских зрителей был поставлен на паузу. Возвращение «Драгоценностей» состоялось в 1999 году на сцене Мариинского театра, и с тех пор эта постановка утвердилась в статусе новой балетной классики. В Большом театре премьера постановки состоялась в 2012 году, где сценограф Альона Пикалова и художник по костюмам Елена Зайцева создали уникальное визуальное прочтение спектакля. 

«В ночи»: три лика любви 

Одноактный балет Джерома Роббинса на музыку Фредерика Шопена увидел свет в 1970 году на сцене нью-йоркского Линкольн-центра. Композицию постановки образуют три дуэта, каждый из которых показывает разные стадии отношений и эмоций, а также финальный танец, в котором задействованы все участники. Аккомпанементом для артистов «Нью-Йорк сити балет» стали три ноктюрна Шопена. За несколько лет до премьеры хореограф сказал: 

«У Шопена есть немало пьес, которые мне нравятся, — к примеру, ноктюрны. На эту музыку я мог бы поставить еще один балет».

Так и вышло. Первый дуэт получился лирическим, плавным и неторопливым: балетмейстер будто бы сравнил его с началом любовных отношений. Второй дуэт — более четкий и приземленный, ассоциируется с принятием важного решения в жизни пары. Третий — самый напряженный эмоционально, в хореографии и музыке переплетены любовь, страсть и ненависть. 

На российскую сцену постановку привез сам хореограф: Джером Роббинс самостоятельно формировал исполнительские составы и репетировал балет на сцене Мариинского театра. Премьера состоялась в 1992 году, и в ней принимал участие будущий руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев. 

В 2009 году балет Роббинса вернулся на сцену Мариинки. Затем премьера состоялась и в Москве — в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.