Стань участником «Молодежной балетной программы» Большого Театра,
организованной при поддержке компании «Ингосстрах»!
Три знаковые постановки английской балетной школы

Три знаковые постановки английской балетной школы

Британская школа выделилась в отдельное направление в 20-х годах XX века. Какие спектакли стали опорными вехами ее развития?

«Маргарита и Арман» Фредерика Аштона

Хореограф создал эту постановку в 1963 году специально для балетной пары «Ковент-Гардена» Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева. Балерина была музой Аштона долгие годы, а оказавшийся в эмиграции солист Ленинградского театра имени Кирова стал идеальным кандидатом на роль пылкого возлюбленного. 

Литературной основой для постановки стал драматический спектакль «Дама с камелиями» по одноименному роману Александра Дюма-младшего, а музыкальной — соната Ференца Листа для фортепиано. Сценическое действо получилось компактным: спектакль длится около получаса. За это время главная героиня, умирающая от чахотки, вспоминает самые яркие моменты своей жизни, среди которых история страстной любви. 

Искусствовед Анна Лазанчина так писала о постановке Аштона:

«Из развернутого, насыщенного событиями романа-пьесы Аштон выбрал ключевые моменты, превратив их в драматичные дуэтные сцены… Весь балет хореограф представил в виде монологов и дуэтных сцен, выдержанных в одном стиле, но различных по эмоциональной окраске».

Сразу после премьеры балетный дуэт Маргариты и Армана начинает ассоциироваться с Фонтейн и Нуреевым. При жизни артистов эти партии не исполнял никто, кроме них. В новейшей истории английского балета партию Маргариты исполнила Сильви Гиллем. 

«Ромео и Джульетта» Кеннета Макмиллана

Премьера балетной постановки на музыку Сергея Прокофьева состоялась в «Ковент-Гарден» в 1965 году. В тот вечер на сцену театра вышли Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев. Успех был грандиозным: публика 43 раза вызывала артистов на поклон! 

Балету Макмиллана предшествовала сцена на балконе, которую хореограф поставил для Линн Сеймур и Кристофера Гейбла годом ранее. Работа над всей постановкой заняла пять месяцев. Балетмейстер строил историю вокруг двух главных героев, а художник-декоратор Николас Георгиадис создал масштабное сценическое оформление, призванное подчеркнуть хрупкость молодых влюбленных в огромном мире. Известно, что при создании визуального мира постановки Макмиллан и Георгиадиас вдохновлялись итальянской живописью и архитектурой. 

Хореографию Кеннета Макмиллана в этой постановке отличает особая эмоциональность. Чувственные дуэты Джульетты и Ромео и, в целом, ощутимый фокус на главном герое, который не только исполняет прыжки, но и активно участвует в драматическом диалоге, сделали этот спектакль одной из лучших балетных вариаций известной истории любви.

Постановку ожидала долгая сценическая жизнь, а в 2020 году на основе спектакля Макмиллана даже сняли фильм-балет. Прима-балерина «Ковент-Гарден» Франческа Хейуорд вспоминала об этой работе так: 

«Макмиллан сделал балет очень естественным… ушел от нереальных моментов в сюжете, мы все у него живые люди, и это видно особенно на съемочной площадке».

«Дама и шут» Джона Кранко

Его называли самым успешным молодым хореографом Королевского балета. Заказы на первые постановки Джон Кранко начал получать в 23 года. 

Одноактный балет «Дама и шут» он создает в 1954 году на музыку Джузеппе Верди. Жанрово постановка близка юмористическим бурлескным спектаклям. Спектакль рассказывает о любви капризной главной героини и меланхоличного шута, которого, кстати, изначально танцевал хореограф Кеннет Макмиллан. У балета был остросоциальный подтекст: Кранко показал положение изгоев в английском обществе того времени. 

О становлении Кранко как самобытного хореографа писала историк балета Наталья Рославлева в книге «Английский балет»:

«Ему в равной мере удаются ансамблевые и сольные танцы. Не в пример своим предшественникам, он насыщает постановки сложными поддержками… в своих лучших работах он умело пользуется мотивами английского танцевального фольклора».