Календарь балета: май

Календарь балета: май

Самый теплый весенний месяц подарил миру танца премьеры знаковых спектаклей, артистов, педагогов и великого композитора, без которых балет сегодня был бы не тот. Рассказываем подробнее.

2 мая 1857 года родилась балерина Лидия Гейтен. С 1870 по 1893 год она танцевала в Большом театре практически все главные партии, в числе которых Медора в «Корсаре», Одетта-Одиллия и Жизель. После сокращения балетной труппы Гейтен отказалась переезжать в Петербург, чтобы сохранить традиции московской школы, и создала собственную балетную труппу как антрепренер.

4 мая исполнится 37 лет премьеру Большого театра Вячеславу Лопатину. Вячеслав был принят в труппу ГАБТ в 2003 году и с тех пор исполнил на главной балетной сцене страны десятки партий, среди которых Принц Дезире в «Спящей красавице» и Ромео в «Ромео и Джульетте» Алексея Ратманского.

5 мая 1931 года в Лондоне состоялось первое выступление Королевского балета Великобритании. Но это название было официально закреплено только в 1957 году, а во время дебюта труппа называлась «Вик-Уэллс балле». Театр был создан на базе лондонской Академии хореографического искусства, основанной балериной и хореографом Нинет де Валуа. Нинет вдохновлялась балетами Дягилева и балетной классикой и была поклонницей русской образовательной системы. 

7 мая 1840 родился Петр Ильич Чайковский — великий русский композитор, представитель музыкального романтизма, без грандиозной музыки которого не было бы таких значимых балетов, как «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица».

15 мая 1920 года в Парижской Grand Opera состоялась премьера балета «Пульчинелла» в исполнении труппы «Русского балета Дягилева». Либретто было создано совместно самим Дягилевым, композитором Игорем Стравинским, хореографом Леонидом Мясиным и сценографом Пабло Пикассо. В постановке звучит музыка Дж. Б. Перголези и других композиторов XVIII века, а в одном из действий — пение Стравинского.

21 мая 1943 года в блокадном Ленинграде родилась Людмила Филина — балерина, заслуженная артистка РСФСР. После окончания ЛГХУ им. Вагановой она поступила в труппу Михайловского театра, где прослужила 22 года. В ее послужном списке — ведущие партии в балетах «Лебединое озеро», «Тщетная предосторожность», «Коппелия», «Пахита», «Антоний и Клеопатра» и многих других.

23 мая 1907 года родился солист Большого театра и один из создателей советской балетной школы — Александр Руденко. В труппе ГАБТ он прослужил с 1925 по 1948 год. Его танец отличало одновременное сочетание легкости и мужественности. На сцене партнершей артиста была Марина Семенова. С 1931 по 1967 год Руденко преподавал в МХУ, где воспитал многих будущих звезд балета, а также работал в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко и ансамбле «Березка».

25 мая 1870 года в Парижской Опере состоялась премьера балета «Коппелия», поставленного хореографом Сен-Леоном на музыку Делиба, ранее сочинившего «Корсара» и «Сильвию». В основу либретто легла новелла Гофмана «Песочный человек». «Коппелия» — последний большой балет, сохранивший в себе все традиционные черты романтизма, и последняя постановка Сен-Санса — хореограф умер спустя четыре месяца после премьеры.

29 мая 1913 года в Театре Елисейских полей в Париже состоялась премьера балета «Весна Священная» композитора Игоря Стравинского и хореографа Вацлава Нижинского. Сценографию нового спектакля труппы «Русского балета Дягилева» создал художник Николай Рерих. Тогда революционная постановка была освистана публикой, не оценившей ни музыку, ни сложную хореографию на тему языческих обрядов. Это не помешало Дягилеву считать этот балет одним из лучших. Антрепренер верил, что зритель еще оценит постановку, и сегодня «Весна священная» по праву считается шедевром и ставится в лучших театрах мира.

Последние статьи и новости о балете