Стань участником «Молодежной балетной программы» Большого Театра,
организованной при поддержке компании «Ингосстрах»!
Культура отмены: метаморфозы «Щелкунчика» в Европе

Культура отмены: метаморфозы «Щелкунчика» в Европе

Как современность меняет сказку — в 2021 году в европейских столицах классическую балетную постановку на музыку Чайковского либо отменили, либо видоизменили.

Берлинская отмена: вместо елки — ветряные мельницы

Без традиционного рождественского «Щелкунчика» в этом году остались жители немецкой столицы. Балет на всемирно известную музыку Чайковского, который идет на сцене Берлинского государственного балета с 2013 года, отменили по причине «неполиткорректности». Поводом к такому решению послужили Китайский и Арабский танцы в постановке. 

В своем заявлении руководитель Берлинской балетной труппы Кристина Теобальд отметила: 

«Китайский танец показывает стереотипно семенящие шаги. В момент создания хореографии они не вызывали критических нареканий. Но сегодня мы должны это объяснить. Восточный танец с женщинами из гарема и солистом с коричневым макияжем на теле — это сегодня тоже нельзя выносить на сцену без объяснения».

Эту постановку для берлинской театральной сцены готовили хореографы Василий Медведев и Юрий Бурлака. Спектакль задумывался как реконструкция классического балета Мариуса Петипа. Теперь берлинцы увидят вместо предновогоднего «Щелкунчика» балет «Дон Кихот». 

Постановка по сказке немецкого романтика Гофмана из репертуара исчезнет не навсегда — успокаивает руководство Берлинского балета. Однако Кристина Теобальд не исключает, что впоследствии эпизоды, где артисты загримированы под темнокожих, и сцену с Арабским и Китайским танцами все же пересмотрят. Кстати, хореограф Василий Медведев ранее отмечал, что темный грим для солиста Арабского танца в постановке — это еще и эстетическое решение, ведь танцовщик выходит на сцену фактически обнаженным.  

Впрочем, в итоге сама Теобальд подытожила свое заявление так: в театре отказались от рождественского «Щелкунчика» «не из-за спорных моментов, а в пользу “Дон Кихота”». В испанской постановке состав труппы шире, и руководство театра захотело задействовать как можно больше артистов. 

Английская редактура: вместо группового исполнения — дуэт

Второй прецедент с «Щелкунчиком» произошел в «Ковент-Гардене». В балет хореографа Питера Райта внесли изменения по инициативе администрации театра. Уже в ноябре зрители увидели в Арабском танце парное исполнение вместо трех танцовщиков и одной танцовщицы. Решение объяснили так: в исторической редакции этого танца современные зрители могут увидеть намек на гарем. 

В лондонском театре уточнили, что классический балетный репертуар не остается неизменным. Постановки регулярно анализируют и следят, чтобы они выглядели «актуально и инклюзивно». 

Шотландские изменения: вместо национальной «карикатурности» — политкорректность 

Государственный балет Шотландии поддержал решение соседей и выпустил официальный пресс-релиз. В нем сотрудники администрации театра сообщают, что провели несколько консультаций, посвященных постановке, и готовы внести изменения в структуру балета. В Китайском и Арабском танцах изменят хореографию с целью «убрать карикатурные элементы». Также костюмеры переоденут артистов, изображающих на сцене китайских персонажей. У них исчезнут длинные усы и заостренные пальцы, а также танцовщики снимут конические шляпы. 

Но, пожалуй, самое заметное изменение коснется партии крестного Мари — Дроссельмейера. Теперь шотландские зрители смогут увидеть в этой роли и мужчину, и женщину — в зависимости от состава труппы в день выступления. По словам художественного руководителя Шотландского балета Кристофера Хэмпсона, «в этой роли нет ничего, что указывало бы на то, что только мужчина может ее исполнять». 

Ответные мнения: как оценивать произведения прошлого через призму современных взглядов?

Ежегодно декабрьско-январские показы «Щелкунчика» в разных городах нашей страны проходят при аншлагах. Вечную балетную сказку Гофмана с неослабевающим интересом смотрят и дети, и взрослые. Поэтому решения европейских театров об отмене спектакля удивили многих. Своей точкой зрения на западные прецеденты с «Щелкунчиком» делились люди искусства, общественные деятели, журналисты и представители власти.

Например, член Совета Федерации Алексей Пушков в своем Telegram-канале назвал отмену «Щелкунчика» в Берлине «идейной инквизицией». Сенатор считает, что борьбой с «Щелкунчиком» дело не ограничится. 

А балетный критик Лейла Гучмазова вспомнила, что пару лет назад тема расовой дискриминации в балете уже всплывала, но в связи с другой постановкой — «Баядеркой» и ее танцем негритят:

«Реалии сегодняшнего дня переносим на продукт конца XIX века и удивляемся, почему так вот все не слава богу. Мне кажется, это смешно».

За свою долгую сценическую жизнь балет «Щелкунчик» успел стать каноническим и получить прочную ассоциативную связь с Рождеством и новогодней атмосферой. Для многих поколений людей в мире эта постановка — такой же символ праздника, как роскошная и сверкающая огнями ель, под которой Мари и ее отважный друг встречают утро нового дня. Жаль, что в нашем новом мире не находится места старым добрым символам, но поощряется, пусть и зрительским безмолвием, поиск несуществующих смыслов в них.