Мариинка: краткая история большого пути

Мариинка: краткая история большого пути

Подобно тому, как артисты балета меняют на сцене образы и наряды, Мариинский театр менял имена и здания, но остался верен своей творческой судьбе.

Начало: Большой Каменный театр

12 июля 1783 года Екатерина II издала Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». Здание театра открыли на Карусельной площади в Санкт-Петербурге пару месяцев спустя — 5 октября 1783 года. В дальнейшем площадь получит название Театральной, а сам театр тоже не раз изменит имя, облик и адрес.

Проект первого здания Большого Каменного театра в классицистическом стиле создал итальянский архитектор Антонио Ринальди. Задумка оправдывала название «Большой театр»: внушительные размеры, царственная архитектура, современное сценическое оборудование. История петербургского Большого началась с оперы Джованни Паизиелло «Лунный мир». 

Феникс-Большой: от руин и пепла к реставрации и улучшениям

Почти 20 лет спустя после открытия облик здания изменился. Архитектор Тома де Томон добавил ему дворцовой парадности, обновил планировки и внутреннюю отделку. Увы, после этой реконструкции театр простоял недолго. В новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января 1811 года в здании бушевал сильный пожар. Пламя не могли потушить два дня: за это время оно уничтожило роскошные интерьеры и принялось за фасад. 

Реконструкция заняла годы: лишь в 1818 театр вновь смог принять зрителей. Премьерный показ включал пролог «Аполлон и Паллада на Севере» и балет Шарля Дидло «Зефир и Флора». В последующие годы на сцене шли оперные и балетные постановки с мировой славой, а в театральных ложах можно было встретить весь свет Петербурга. Тогда же свои знаменитые строки русскому балету посвятил Александр Сергеевич Пушкин. 

В 1836 году архитектор Альберто Кавос осуществил очередную реконструкцию зрительного зала. На смену купольному перекрытию пришло плоское, исчезли колонны, благодаря чему улучшилась акустика и выросла площадь посадочных мест. Теперь в театре могли разместиться до 2000 человек. 

Золотой век балета в Мариинке

Напротив петербургского Большого театра располагалось здание Театра-цирка. В середине XIX века оперная труппа «переезжает» туда, а балетная остается. 

И вновь в историю вмешивается стихия. В 1859 году пожар уничтожил здание Театра-цирка, опера осталась без сцены. На руинах архитектор Альберто Кавос возводит новое здание. Оно получает название Мариинский театр — в честь Марии Александровны, супруги Александра II. 

Девять лет спустя после открытия нового здания балетную труппу петербургского Большого возглавил Мариус Петипа. Балетмейстер ратовал за сохранение в афише классики — спектаклей «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар». Одной из громких премьер того времени стала «Баядерка», а длинные очереди из любителей театра перед зданием Мариинки сопровождали почти каждый первый показ. 

Знакомство Петипа с Петром Ильичом Чайковским подарило балетному миру такие шедевры, как «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Кстати, «Лебединое озеро» Чайковского, поначалу не встретившее одобрения у публики, получило заслуженное признание именно на сцене Мариинского театра, хоть сам композитор этого триумфа уже не увидел. 

В 1886 году балетная труппа воссоединяется с оперной и переезжает в здание Мариинки. Мариуса Петипа сменил балетмейстер Михаил Фокин, на сцене в это время блистали примы-балерины Тамара Карсавина и Анна Павлова, а также танцовщик Вацлав Нижинский. 

Тем временем в театре продолжаются реконструкции: например, в середине 1880-х к зданию пристроили трехэтажный корпус. Здесь разместились мастерские и залы для репетиций, а также вспомогательная инфраструктура — электростанция и котельная. Затем, 10 лет спустя, в театре обновили фасад и добавили пространства за счет пристройки боковых флигелей и расширения зрительских фойе. 

Новое время: от новых имен к истокам

В 1920 году Мариинский театр стал называться Государственным академическим театром оперы и балета (ГАТОБ), а с 1935 года — театром имени С. М. Кирова. В репертуаре этого времени были не только классические постановки XIX века, но и современные спектакли, среди которых были «Красный мак» Рейнгольда Глиэра, «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева.

Годы Великой Отечественной войны войны театр провел в эвакуации в Перми. Здание в Санкт-Петербурге тем временем не раз подвергалось фашистским налетам, но на сей раз смогло выстоять, хотя и пострадало от обстрела. Труппа вернулась в родные стены в 1944 году. 

Вторая половина прошлого столетия для Мариинки оказалась щедрой на громкие премьеры. Балеты «Шурале» Фарида Яруллина, «Спартак» Арама Хачатуряна, «Каменный цветок» Сергея Прокофьева, «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича и другие спектакли впервые увидели свет именно на этой сцене. 

Почти 30 лет назад, в январе 1992 года историческое название — Мариинский театр — вернулось. В 2013 году открылась новая сцена, и в целом соседство вечной классики с современными постановками остается важным творческим ориентиром для театра по сей день. Востребованность постановок Мариинки среди ценителей балета подтверждает показательный факт: во время пандемии коронавируса в 2020 году онлайн-трансляции театра за месяц собрали более 25 миллионов зрителей из разных стран. 

Последние статьи и новости о балете