Русский балет: от первого спектакля до народного достояния

Русский балет: от первого спектакля до народного достояния

Днем рождения балета в России можно считать 8 февраля 1673 года. В этот день состоялась премьера первого балетного спектакля в резиденции царя Алексея Михайловича. Как за 350 лет искусству русского классического танца удалось пройти путь от придворного развлечения до феномена, которым восхищается весь мир?

Начало: балет по греческому мифу и мужчины на сцене

Первый «балетный спектакль» в России состоялся в царской резиденции в селе Преображенское под Москвой. Зрителями стали приближенные к царскому двору, члены царской семьи и сам государь Алексей Михайлович. Тема для постановки оказалась экзотичной, по мотивам греческого мифа — в тот вечер публика увидела «Балет об Орфее и Эвридике».

Место действия для балетных постановок при царском дворе появилось раньше: в 1672 году Алексей Михайлович распорядился возвести «комедийную хоромину». Придворный театр выглядел как богато убранная палата с отделкой дорогим сукном. Здесь же была сцена — просто часть помещения за завесой.

Первый российский балет об Орфее и Эвридике поставил Никола Лима. Он же впоследствии занимался обучением первой театральной труппы, появившейся при царском дворе после удачной премьеры. А вот партитура первой постановки не сохранилась, однако ее авторство приписывают немецкому композитору Генриху Шютцу. В премьерном показе партию Орфея исполнил сам балетмейстер Лима, другие роли исполнили дети мещан — исключительно мужского пола, женщины тогда на балетную сцену не выходили.

После премьерного спектакля на сцене «комедийной хоромины» состоялось еще несколько спектаклей. Однако этот отрезок балетной истории в России продолжительным не был. В 1676 году после смерти Алексея Михайловича театрально-музыкальные представления при дворе прекратились.

Расцвет: от придворного искусства к национальному достоянию

Моду на балет в высших кругах общества возвращает Петр Первый. Тогда же в Россию приезжает первый профессиональный балетмейстер Жан-Батист Ланде и открывается первая школа балетного танца. Еще одно важнейшее событие в истории русского балета XVIII века — открытие Большого театра на правом берегу реки Неглинки. Впоследствии здание получит название Старого Петровского театра.

А дальше история балета в России развивается по восходящей: разнообразные постановки, балерины и танцовщики с мировой славой и кульминация — европейский и мировой триумф российского балета, который состоялся благодаря «Русским сезонам» импресарио Сергея Дягилева.

В 1909 году Дягилев привозит в Париж русский балет — и сразу успех! Начиная с этой гастрольной премьеры балетные сезоны получают европейскую «прописку» на несколько лет: 20 балетных «Русских сезонов», мировой успех постановок, увековеченные имена артистов, балетмейстеров и композиторов — таков итог «гастролей» Дягилева и представителей русского балета.

Вектор в будущее: балет в России больше, чем балет

Современное балетное искусство у многих ассоциируется с московским Большим театром — пожалуй, самой знаменитой сценой для классического танца. За все годы существования здание неоднократно ремонтировали, видоизменяли, расширяли на протяжении XX века и позже: например, в 2002 году открылось здание Новой сцены. А в 2005 году Большой закрылся на масштабную реконструкцию, которая заняла 6 лет. По масштабу это был проект мирового уровня, поскольку и само здание театра, и его интерьеры давно воспринимаются как важнейшая декорация, на фоне которой вершилась история русского балета.

Обновленный Большой театр — это современное пространство с новыми помещениями и новыми возможностями. Реконструкция позволила возродить исторический облик здания и параллельно усилить его техническую оснащенность.

Большой театр — это символ классического танца и искусства вообще. Сегодня увидеть постановку на этой бессмертной сцене значит прикоснуться к великой истории русского балета, проникнуться нашим национальным достоянием.

Последние статьи и новости о балете