
3 постановки Начо Дуато в Михайловском театре
К 65-летию Начо Дуато эксперт портала IngoDance Анастасия Исаева подготовила обзор трех балетов в афише Михайловского театра одного из значимых хореографов современности.
Он был хореографом Нидерландского театра танца, руководил Национальным балетом Испании, ставил спектакли в театрах по всему миру, но в 2019 году вернулся в Михайловский театр в Петербурге, где уже занимал пост художественного руководителя балетной труппы с 2011 по 2014 год. Сегодня Начо Дуато ставит собственные балеты и редактирует классические постановки: «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Баядерка».
«Ромео и Джульетта»
С самого начала спектакля, оформление которого выдержано в темно-фиолетовых тонах, зрителя не покидает ощущение предстоящей трагедии. Джульетта танцует в балетках, что поначалу смотрится весьма непривычно, с одной стороны, а с другой — это дает танцу некую свободу. Необычайно чувственными получились у Дуато дуэты главных героев: port de bras, переходящие в preparation к поддержке или прыжку. Pas героев — словно непрерывная нить: сложно определить, где заканчивается одно движение и начинается новая танцевальная комбинация. Grand round, pirouette, jete перетекают, как вода, из одного положения в другое.
Если вы уже видели классическую версию балета, вам будет интересно сравнить хореографию. Если нет, обязательно посмотрите обе постановки — у вас есть отличный шанс более четко увидеть идею Начо Дуато.
«Спящая красавица»
В редакции Начо Дуато балет ближе к версии Мариуса Петипа — сохранена канва спектакля, многие хореографические решения узнаваемы. Например, в финальном pas de deux в части adagio сохранена диагональ с pirouette, но добавлены pas de bourrée вокруг партнера. Такие изменения пронизывают спектакль, и при просмотре возникает постоянное чувство, что это ты уже видел.
Однако спектакль стоит посмотреть, чтобы составить более полное представление о хореографе и сформировать собственное мнение по спорному вопросу: «Стоит ли сегодня делать редакции известных балетов, или лучше создавать новое и оригинальное, вместо того, чтобы возвращаться к вечной классике?».
«Многогранность. Формы тишины и пустоты»
Премьера одного из самых известных балетов Начо Дуато прошла в городе Веймаре, где жил, работал и достиг расцвета своего творчества Иоганн Себастьян Бах. Выбор был неслучайным: спектакль представляет собой хореографический байопик и пересказывает жизнь композитора. При помощи хореографии тела танцовщиков на сцене изображают ноты, музыкальные инструменты, любовь и смерть.
Хореографический почерк Дуато заметен на протяжении всего спектакля, но особенно эффектны дуэты: они органичны музыке, для них характерны плавные движения, необычные ракурсы. Все вместе убеждает зрителя, что музыка Иоганна Баха была создана для того, чтобы найти воплощение в форме из хореографии Начо Дуато.
Фото: официальный сайт Михайловского театра