3 важных региональных театра балета

3 важных региональных театра балета

Значимость Государственного академического Большого театра России для балета сложно переоценить. Но в стране достаточно других, менее масштабных, но по-своему интересных театров. Рассказываем про те, которые стоит запомнить всем желающим расширить кругозор.

Урал Опера Балет в Екатеринбурге

Екатеринбургской балетной труппе больше ста лет, и она всегда была на хорошем счету. Здесь ставили Юрий Григорович, Леонид Якобсон, Наталия Касаткина и Владимир Васильев. Новый взлет случился в 2011 году, когда балет возглавил Вячеслав Самодуров. Экс-премьер Мариинки, Национального балета Нидерландов и Королевского балета Великобритании неожиданно для многих взял на себя руководство уральской труппой. Теперь на счету хореографа и театра не одна «Золотая маска» и несколько новых спектаклей с авторской хореографией — «Цветоделика» на музыку Чайковского, Пярта и Пуленка, «Ромео и Джульетта» Прокофьева и другие. А еще тщательно отобранная труппа.

«Сохранение классики XIX века, исполнение неоклассики XX века и создание оригинальных работ», — так видит свой репертуар Урал Балет. Здесь идут спектакли с хореографией наших современников — Ханса ван Манена, Пола Лайтфута, Соль Леон — и одновременно реконструируют балеты Петипа.

Театр так ждут в Москве, что на «Золотой маске» этой весной покажут одноактные балеты, не доехавшие до столицы из-за коронавирусных ограничений в прошлом году. Неслучайно коллектив недавно поменял название: говорят, что «Екатеринбургский театр оперы и балета» звучит уже неактуально, театр теперь — «российский и мультикультурный».

Пермский театр оперы и балета имени П.И. Чайковского

Почти ни одна «Золотая маска» — главный российский театральный конкурс — не обходится без этой труппы. Датой основания пермского театра считают 1870 год, когда в городе исполнили оперу Глинки «Жизнь за царя». А днем рождения местного балета — 2 февраля 1926 года. В Великую Отечественную в Пермь (тогда город Молотов) удачно эвакуировались не только Мариинский (Кировский) театр, но и Ленинградское хореографическое училище. В наследство Перми осталась собственная школа и «пермский стиль танца». Третьей хореографической столицей считают город с 1970-х.

Новый расцвет труппы тоже пришелся на 2010-е. С 2011 по 2019 год театр возглавлял Теодор Курентзис, балетом в это время руководил Алексей Мирошниченко. Питерский хореограф перекраивал классику: ставил «Шахерезаду» про вдову последнего иранского хана Фарах Пехлеви, вводил Никиту Хрущева и Екатерину Фурцеву в «Золушку», выпускал балеты дягилевского репертуара — что в Перми, где импресарио учился в гимназии, более чем логично. Многие из этих работ можно увидеть в театре и сейчас. До недавнего времени в Пермь нужно было ехать, чтобы смотреть балеты Баланчина и Роббинса, Килиана и Форсайта. Сейчас по финансовым причинам этой опции нет. Впрочем, новый руководитель балетной труппы Антон Пимонов (его называют в числе самых перспективных молодых хореографов России) обещает после открытия границ восстановить часть «западного» репертуара и обзавестись новым. Не забудем и про Дягилевский фестиваль и конкурс артистов балета «Арабеск» — еще два повода прилететь в Пермь.

НОВАТ (Новосибирский театр оперы и балета)

А вот поехать в Новосибирск стоит уже ради того, чтобы увидеть уникальное здание театра, построенное в 1931-1941 годах. Масштабное конструктивистское строение проектировалось как театр в составе Дома науки и культуры (ДКиН), за время строительства проект успели переделать и «украсить» по моде времени в духе римской классики. От идеи ДКиН отказались, зато в 1937 новый проект получил Гран-при на Всемирной архитектурной выставке в Париже.

Театр почти достроили к началу Великой Отечественной, но открылся он только в 1945 году, хотя здание приносило пользу всю войну — на огромной площади недостроенного театра хранились эвакуированные коллекции многих российских музеев, в том числе Третьяковской галереи и дворцов-музеев Павловска и Царского села.

В 2001-2008 и в 2011-2015 годах директором театра был Борис Мездрич, с чьим именем связаны грамотные управленческие решения и быстрое развитие театра. Главным дирижером с 2004 по 2011 годы здесь работает Теодор Курентзис, балет с 2006 по 2016 года возглавляет мировая звезда Игорь Зеленский. В первой половине нулевых труппа была известна реконструкциями Сергея Вихарева, с приходом Зеленского здесь появились и до сих пор остаются в репертуаре балеты Баланчина (сам танцовщик когда-то работал в баланчинском New York City Ballet), работы американской модернистки Твайлы Тарп, «переставленная» самим Зеленским классика.

С уходом Зеленского отличная балетная труппа никак не обретет стабильного худрука: так, в начале этого года ее чуть было не возглавила знаменитая балерина Нина Ананиашвили, но история закончилась за три дня. Театр разорвал контракт с будущим руководителем якобы из-за раньше времени появившейся в прессе информации о назначении.

Сейчас в НОВАТе идут балеты любимого в России испанского хореографа Начо Дуато, баланчинские «Драгоценности» и восстановленные спектакли из разных периодов истории театра, часто с приглашенными «звездами» вроде солиста Михайловского театра Ивана Васильева.

Последние статьи и новости о балете