5 мемуаров русских балерин

5 мемуаров русских балерин

О звездах русского балета написано сотни книг, и лишь немногие — от первого лица. Рассказываем о самых знаковых мемуарах балерин.

Тамара Карсавина, «Театральная улица. Воспоминания»

В своих мемуарах прима Мариинского театра Тамара Карсавина живо и с теплотой рассказывает историю своего превращения из прилежной ученицы Императорского балетного училища в звезду мировой величины. В этой книге нет скабрезных подробностей и интриг, которые часто приписывают миру балета. Балерина с благодарностью вспоминает своих педагогов и коллег по танцевальному цеху: Павла Гердта, Михаила Фокина, Вацлава Нижинского и многих других. Очень подробно Карсавина описывает свое детство в балетной семье, годы в училище — уже тогда в начинающей танцовщице проявлялась страсть к постоянному самосовершенствованию. Период гастролей балерины с труппой Дягилева позволяет читателю увидеть знаменитую антрепризу изнутри и пережить вместе с героиней моменты профессионального триумфа. 

Суламифь Мессерер, «Суламифь. Фрагменты воспоминаний»

Свои мемуары солистка Большого театра и балетный педагог Суламифь Мессерер окончила писать в 92 года, 80 из которых она посвятила балету. В книге рассказывается о детстве в еврейской семье, о становлении в профессии, о работе в Большом и на лучших зарубежных сценах, о встречах с Джорджем Баланчиным, Матильдой Кшесинской и прославленным балетным педагогом Нинет де Валуа. Балерина откровенно повествует о непростой доле артистов балета при советской власти, о воспитании племянницы — Майи Плисецкой, дочери репрессированной сестры и будущей примы. Не без грусти Мессерер упоминает об утраченных балетных традициях. В жизни Суламифь Михайловны было немало крутых жизненных поворотов, из-за или благодаря которым она оказалась сначала в Японии, где преподавала в труппе «Токио-балле», а затем в Великобритании, где стала педагогом-репетитором в театре Ковент-Гарден.

Татьяна Вечеслова, «Я — балерина»

Прима Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинского театра) Татьяна Вечеслова написала мемуары, полные любви и благодарности к профессии. После 25 счастливых лет на петербургской сцене балерина посвятила себя преподаванию балета в родном театре. В ее книге отчетливо читается обращение к молодым танцовщикам — Вечеслова делится опытом, между строк будто напутствуя и вдохновляя начинающих артистов. Много слов признательности сказано в книге в адрес педагогов балерины, в числе которых была Агриппина Ваганова, но больше всего страниц посвящено легендарной приме Галине Улановой, с которой Вечеслову связывала не только работа, но и большая дружба.

Майя Плисецкая, «Я, Майя Плисецкая», «Тринадцать лет спустя» 

Великая прима Большого театра Майя Плисецкая при жизни написала две книги мемуаров «Я, Майя Плисецкая» и «Тринадцать лет спустя», позже объединенные под единым названием «Читая жизнь свою...». Талантливая балерина оказалась не менее талантлива в работе со словом — ее мемуары сразу обрели большой коммерческий успех. Плисецкая практически всю жизнь блистала на сцене, что позволило ей описать целую балетную эпоху, правда, в весьма обличительной манере. Прима предстает перед читателем абсолютно нетерпимой к слабостям других и всю жизнь отражающей нападки злопыхателей — изнанка балета в чистом виде. Обличает балерина и советскую власть, сделавшую ее практически сиротой. Но находится в повествовании место и для слов любви к мужу и композитору — Родиону Щедрину, и для выражения признания некоторым коллегам по цеху.

Екатерина Максимова, «Мадам “Нет”»

Прима Большого театра — Екатерина Максимова — была любимицей публики: очаровательной, но при этом сдержанной и молчаливой, выражающей всю свою глубину танцем, а не словами, поэтому книга балерины стала подарком для ее многочисленных поклонников. Будучи уже признанной танцовщицей, Максимова продолжала сомневаться в себе и часто отвечала отказом на предложения о работе — отсюда и название мемуаров. Балерина много рассказывает о коллегах, рассуждает о судьбе творческого человека в советское время. Через ее теплое отношение к людям проявляется и ее личность. Много и восторженно Максимова пишет о таланте Майи Плисецкой, которая, как известно, отвечала ей взаимностью. Екатерина Сергеевна аккуратно, но с трепетом делится личным — в книге много фотографий из семейного архива и теплых слов в адрес мужа и партнера Владимира Васильева.

Последние статьи и новости о балете