6 ярких коллабораций русского балета и мировой моды

6 ярких коллабораций русского балета и мировой моды

Традиционно балетные костюмы создают театральные художники, но в последние годы хореографы все чаще сотрудничают с модными дизайнерами. Неожиданного в этом мало — мир балета и мир моды во все времена были тесно сплетены. 

Еще одно звездное имя на афише создает дополнительный интерес к спектаклю, ведь балет и мода часто делят внимание одной аудитории. Главная же ценность сотрудничества — новаторство, авторское переосмысление образов. Для зарубежных балетов создавали костюмы Ив Сен-Лоран, Кристиан Лакруа, Джанни Версаче, Валентино, Жан-Поль Готье и российский дизайнер Игорь Чапурин — он одел танцовщиков в четырех балетах французского хореографа Анжелена Прельжокажа. 

Кто из знаменитых модельеров творил для отечественных постановок и чем запомнилось это сотрудничество?

«Голубой экспресс», Русский балет Дягилева, 1924, костюмы — Коко Шанель

Габриэль Шанель всю жизнь была вдохновлена балетом. Долгие годы поддерживала интригующие отношения с композитором Стравинским, а после знакомства с Сергеем Дягилевым начала покровительствовать балетным артистам. В 1924 году Шанель создала костюмы для премьеры труппы Русского балета Дягилева «Голубой экспресс», взяв за основу эскизы из своей последней спортивной коллекции.

Впервые на балетной сцене бытовой костюм заменил театральный, что стало сенсацией в богемном Париже. Художественное решение было оправдано сюжетом о жизни «золотой молодежи» на Лазурном берегу. Главные герои участвовали в вечеринках, плавали, играли в теннис и гольф, поэтому балетные пачки и трико заменили шорты, теннисные юбки, туники, полосатые свитера, гольфы и даже плавательные шапочки. 

«Анна Каренина», Большой театр, 1972, костюмы для Майи Плисецкой — Пьер Карден

Майю Плисецкую и Пьера Кардена долгие годы связывали творческие отношения. Прима часто отдавала предпочтение созданным им нарядам не только в светской жизни, но и на сцене.

В период работы над «Анной Карениной» Плисецкая пожаловалась Кардену, что костюмы той эпохи слишком тяжелы и неудобны для танца. Тогда кутюрье не раздумывая взялся ей помочь. Он создал для примы десять кутюрных костюмов, в которых деликатно сохранил исторические черты, но облегчил конструкции за счет разрезов на бедрах и замены тяжелых турнюров пышными бантами.

В 1972 году успешно состоялась премьера балета, но имя знаменитого модельера не было указано в афишах — советская власть не пропустила бы и намека на западное участие. Однако этот факт не задел Кардена и не отразился на его дружбе с балериной.

«Золушка», Кремлевский дворец, 1991, костюмы — дом Nina Ricci

В 1991 году на сцене Кремлевского дворца состоялась премьера балета «Золушка» в постановке хореографа Владимира Васильева. Костюмы, в качестве щедрого дара, создал модный дом Nina Ricci, который в то время возглавлял Жерар Пипар. Они получились роскошные, но громоздкие и излишне детализированные — по отзывам критиков, «погребли под собой артистов». А вот следующий опыт сотрудничества Васильева с миром моды стал гораздо более успешным.

«Жизель», Большой театр, 1997, костюмы — Юбер де Живанши

В 1997 году в Большом театре ставится «Жизель». Владимир Васильев видит главной задачей восстановление облика первого спектакля, премьера которого состоялась в Париже 1841 году. Впервые для работы над костюмами привлекают известного модельера — француза Юбера де Живанши. Его костюмы стали подарком русскому балету от мира haute couture.

Дизайнер с удовольствием приступает к сотрудничеству, продолжая таким образом семейные традиции: его дед работал художником по костюмам в «Гранд-Опера». Живанши изучил архивы того времени и сделал эскизы, приближенные к оригинальным образам: не кричащие, приглушенные, матовые, создающие изящные романтические силуэты. Это была тонкая и деликатная работа. Кутюрье не подчеркивал свой фирменный стиль, а полностью подчинился художественной задаче. 

«Парк», Мариинский театр, 2011, костюмы — Эрве Пьер

Эрве Пьер известен в мире моды с 1992 года. Он работал на модный дом Oscar de la Renta, 14 лет был креативным директором бренда Carolina Herrera, одевал американских первых леди Хиллари Клинтон, Лору Буш и Мишель Обаму, а в 2017 создал платье для Мелании Трамп, в котором она появилась на балу в честь инаугурации Дональда Трампа. 

Но немногим известно, что в 2011 году модельер сотрудничал с Мариинским театром и создал костюмы для балета «Парк». За 17 лет до этого Пьер уже работал над образами для первой премьеры этого же балета Анжелена Прельжокажа в Парижской опере. В центре сюжета — романтические встречи и любовные томления героев в Версальском парке во времена Людовика ХIV. По гравюрам и рисункам той эпохи Эрве Пьер создал исторически достоверные костюмы, подчеркивающие чувственную атмосферу постановки.

«Габриэль Шанель», Большой театр, 2020, костюмы — модный дом CHANEL

В октябре 2020 года на Исторической сцене Большого театра в рамках XI Международного Фестиваля искусств «Дягилев. P.S.» состоялась мировая премьера балета-байопика «Габриэль Шанель». Главную партию исполнила прима-балерина Светлана Захарова. В основу либретто легли сцены из жизни Коко Шанель, отражающие ее путь становления от певицы в кафешантане до одной из самых влиятельных фигур в мире моды. Более 80 оригинальных костюмов создала креативная студия дома CHANEL. В постановку включены фрагменты балетов «Голубой экспресс» и «Аполлон Мусагет» — придуманные Коко для этих спектаклей костюмы были с точностью воссозданы ее модным домом век спустя. 

Последние статьи и новости о балете