Стань участником «Молодежной балетной программы» Большого Театра,
организованной при поддержке компании «Ингосстрах»!
Артисты балета, которые променяли коньки на пуанты

Артисты балета, которые променяли коньки на пуанты

Все они начали заниматься фигурным катанием в детстве, и даже преуспели в спорте, но однажды решили бросить лед ради балетной сцены.

Нина Ананиашвили

Родители привели ее на лед с целью укрепить слабое здоровье, и очень быстро девочка начала делать успехи. В шесть лет Нина получила первый спортивный разряд и спустя несколько лет стала чемпионкой Грузии среди спортсменок своего возраста. 

Знакомство юной фигуристки с балетом состоялось благодаря тренеру по фигурному катанию. Впоследствии Ананиашвили вспоминала: 

«Она поставила мне “Умирающего лебедя”, которого я исполняла на льду. Потом, уже в 10, я должна была выбрать — или фигурное катание, или балет. Почему-то я выбрала балет. Сказала маме, что хочу попробовать. И балет стал всей моей жизнью».

За Тбилисским танцевальным училищем последовала Московская академия хореографии. С 1981 года Нина Ананиашвили танцевала на сцене Большого театра, стала примой и получила приглашения присоединиться к труппам театров разных стран, а вместе с ними и мировое признание. Аврору, Жизель, Раймонду, Джульетту, Китри, Одетту-Одиллию в исполнении балерины видели зрители многих балетных столиц. В рейтинге двенадцати величайших балерин всех времен, составленном британской газетой The Telegraph в 2016 году, она заняла шестое место.  

Анна Русских

Будущая артистка балета Большого театра в детстве успевала заниматься фигурным катанием и художественной гимнастикой. Впоследствии балерина вспоминала, что гимнастические тренеры даже поставили ее маме своеобразный ультиматум: 

«Когда мама привела меня в художественную гимнастику, ей сказали буквально следующее: “Мы берем вашу дочь, но при условии, что вы ее через пару лет не заберете в балет”. И это стало для мамы своеобразным толчком — чуть позже она забрала меня в балет».

В девять лет Анна поступила в подготовительный балетный класс, уже имея опыт тренировок и выступлений на льду и на гимнастическом ковре. Столь мощная подготовка позволила ей год спустя поступить в Московское академическое хореографическое училище. А после окончания балерину ждала сцена Большого театра и дебютная партия в балете «Дон Кихот». Сегодня Анна Русских — не только артистка балета Большого театра и педагог-хореограф. Она также успевает вести блог, в котором, по ее словам, рассказывает «не только о прекрасном, о балете», но и обо всем, что близко ей самой. 

Анна Жарова

Нынешняя прима-балерина Новосибирского театра оперы и балета тоже начинала свой путь на льду. При этом ее балетный старт также оказался ранним: с пяти лет. Сама балерина рассказывала об истории выбора так:

«Начинала я с фигурного катания, при этом тренеры отмечали, что я делаю успехи. Примерно через полгода занятий я переключилась на балет».

Словом, после короткого дебюта в фигурном катании Анна предпочла попробовать себя в балетном искусстве. И задержалась в нем надолго: окончив Новосибирское государственное хореографическое училище, поступила в труппу городского театра. В репертуаре балерины — вся галерея классических образов, включая Жизель и принцессу Аврору, Мари из «Щелкунчика» и Кармен. 

Интересно, что дочь Жаровой не пошла по стопам матери. Зато увлеклась фигурным катанием, причем тоже в пятилетнем возрасте. 

Полина и Дмитрий Семионовы

В детстве занимались фигурным катанием в спортобществе ЦСКА. В течение четырех лет Полина регулярно выходила на лед: активно тренировалась и участвовала в соревнованиях. Также Семионова занималась танцами. 

Вполне вероятно, что достичь серьезных успехов в фигурном катании девушке помешал бы высокий рост. Зато в балете он препятствием точно не стал: в 2002 году Полина Семионова окончила Московскую академию хореографии. Сценическую карьеру она начала в Германии, где очень быстро стала примой Берлинской государственной оперы. В качестве приглашенной солистки Семионова выходила на сцену «Ла Скала», Венской оперы, присоединялась к труппам Английского, Токийского, Цюрихского балета. Публика Большого и Мариинского театров также видела ее на сцене.

Брат Полины Дмитрий в детстве составлял ей компанию в занятиях фигурным катанием и, по его воспоминаниям, оба они были глубоко вовлечены в этот процесс. Впоследствии Дмитрий Семионов тоже сделал выбор в пользу балета, поступив в Академию Русского Балета имени А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге. Сценическая карьера танцовщика развивалась на сцене Мариинки, где он был солистом с 1999 по 2006 годы. В разные годы Дмитрий Симеонов присоединялся к труппам Дрезденской оперы, Берлинского государственного балета, германского Театра Дортмунда. А фигурное катание, очевидно, осталось увлечением и одним из воспоминаний детства.