Стань участником «Молодежной балетной программы» Большого Театра,
организованной при поддержке компании «Ингосстрах»!
Балет и мода сквозь десятилетия: глава 1

Балет и мода сквозь десятилетия: глава 1

Показ модной коллекции происходит всего один раз, а вот спектакль может идти годами и гастролировать по свету. Хотя порой успех его связан именно с костюмами от знаковых дизайнеров. Историк моды Григорий Катаев рассказывает о таких коллаборациях.

Габриэль Шанель

Основательница модного дома Chanel одной из первых получила привилегии от сотрудничества с миром искусства. Она не только покровительствовала «Русским Сезонам» в Париже, что позволило ей обзавестись перспективными знакомствами, но и принимала участие в нескольких постановках Сергея Дягилева, которые неизменно собирали аншлаги.

Однако Шанель не ограничилась костюмами, а создала модную коллекцию для артистов балета «Голубой Экспресс» 1924 года. По идее автора либретто Жана Кокто герои — молодые люди, сплошь атлеты, пловцы и теннисисты — проводят время на Лазурном берегу. К тому моменту «Мадемуазель» уже преуспела в производстве одежды для занятий спортом и отдыха на курорте. Танцовщики были одеты по моде 1920-х годов: в закрытые купальники с заниженной талией и полосатый трикотаж, образы девушек дополняли украшения с имитацией жемчуга и шапочки для плавания.

В оригинале название балета Le Train Bleu отсылает к реальному поезду с роскошными темно-синими спальными вагонами, который курсировал между севером Франции и южной Ривьерой. Кроме того, именно синий цвет был приметой моды 1920-х. Не в последнюю очередь благодаря этому цвет Bleu de Chanel стал одним из символов Модного дома.

Ив Сен-Лоран

Мода для Ив Сен-Лорана началась с театра. В детстве он делал кукол, для которых придумывал наряды из тряпок и бумаги, сооружал декорации и ставил домашние спектакли. В дальнейшем умение рисовать и фантазировать на тему платьев привели Сен-Лорана к успеху и сотрудничеству с выдающимся французским хореографом Роланом Пети. Увлеченный творчеством абстрактного художника Пита Мондриана и модой на мини-юбки дизайнер создал костюмы для балета «Собор Парижской Богоматери» 1965 года.

Крупная шнуровка на платьях Эсмеральды и рубашках Квазимодо — единственное, что напоминает о средневековом времени, когда разворачиваются события в романе Виктора Гюго. В дальнейшем этот элемент перейдет в знаменитый стиль сафари Ива Сен-Лорана. Разноцветные костюмы и трико кордебалета символизируют яркие витражи собора Нотр-Дам. А сочетание локальных цветов с черными линиями в одеждах главных героев отсылает к культовому платью Мондриан из коллекции Yves Saint Laurent.

Джанни Версаче

Имя Джанни Версаче связано с модой на откровенные платья и обтягивающие наряды, обилие золота и разрезов в одежде. Дизайнер любил использовать в своих работах графику художников поп-арта с характерными ядовитыми цветами, принты на тему анимализма вроде леопарда или зебры, а также крупные орнаменты в стиле барокко. Как говорил сам Версаче:

«Я не верю в хороший вкус».

Тем не менее он стал одним из ведущих дизайнеров знаменитого театра La Scala в Милане.

 Чувственный и провокационный стиль Versace пришелся по душе хореографу-новатору Морису Бежару, с которым они начали сотрудничество в 1984 году при создании костюмов для балета «Дионис». Джанни Версаче одел древнегреческого бога в красные шаровары — один из своих фирменных цветов, оставляя атлетичный торс артиста открытым. После этого Версаче практически ежегодно делал сценические костюмы для постановок Мориса Бежара, а результатом их творческого союза стал балет памяти дизайнера «Спасибо, Джанни, с любовью».

Кристиан Лакруа

Он изучал историю искусств и мог стать авторитетным музейным специалистом. Кроме того, с детства обожал ярмарочные представления и кинематограф. Но интерес к моде оказался сильнее, и мир узнал великого кутюрье — Модный дом Christian Lacroix был основан в 1987 году. В том же году Кристиан Лакруа стал первым приглашенным дизайнером для создания костюмов к балету «Павшие ангелы» в парижской «Гранд-Опера».

 Дерзкая хореография Кэрол Армитидж, которую называют панк-балериной, дополнялась короткими платьями с пышной пачкой ярких цветов. Мода 1980-х годов это время смелых цветов и насыщенных оттенков типа фуксии, канареечно-желтого или ультрафиолетового. А стиль самого Christian Lacroix — это чистый максимализм с объемными формами, изобилием деталей и богатством украшений. Прекрасно разбираясь в истории моды, кутюрье вдохновлялся красавицами с полотен прошлых веков, чьи наряды он с легкостью адаптировал и переносил на модный подиум или театральную сцену.

В наши дни Кристиан Лакруа председательствует в Национальном центре сценического костюма Франции и продолжает создавать костюмы для Парижской национальной оперы.