Дисциплина и грация: самые известные в мире российские балерины

Самые известные российские балерины

Эти воспитанницы русской балетной школы своим танцем покорили зрителей по всему миру. Они — воплощение силы и красоты русского балета.

Анна Павлова

Анна Павлова уже больше века остается одной из самых известных в мире русских балерин: ее выступлениям рукоплескали зрители более чем в 40 странах мира.

Первые зарубежные гастроли Павловой состоялись в 1908 году, но мировое признание ей принесло участие в «Русских сезонах» Дягилева в Париже в 1909 году. К тому времени на родине она уже была примой Мариинского театра, и Михаил Фокин уже поставил для нее хореографическую миниатюру «Лебедь», ставшую символом русского балета ХХ века.

В Париже балерина танцевала премьерные спектакли «Павильон Армиды», «Сильфиды» и «Клеопатра». Именно Анна Павлова в арабеске была изображена на знаменитой афише тех гастролей, созданной художником Валентином Серовым. Невесомость и воздушность ее исполнения поражали зрителей и критиков — неудивительно, что ее именем позже назовут легчайший торт на основе меренги.

Павлова создала собственную труппу, с которой гастролировала по всему миру. Визитной карточкой каждого ее выступления был «Умирающий лебедь», неизменно заставляющий публику замереть, а потом разразиться бурными овациями.

Тамара Карсавина

Тамара Карсавина была солисткой Мариинского театра, одной из первых исполнительниц в постановках Михаила Фокина и звездой «Русских сезонов» Дягилева. Ее дуэт с Вацлавом Нижинским был знаковым для дягилевской антрепризы. Бешеный успех в Париже имели балеты «Жар-птица» и «Петрушка», где блистала звездная пара. Участие в «Русских сезонах» сделало балерину знаменитой в Европе.

«Карсавина похожа на танцующее пламя, в свете и тенях которого обитает томная нега... ее танцы — это нежнейшие тона и рисунок воздушной пастели», — писал парижский критик.

Выступления балерины посещали Роден, Сен-Санс, Кокто, Марсель Пруст. Позже балерина вошла в труппу «Русского балета Дягилева», а в 1913 году сконцентрировалась на работе в Мариинском театре, где танцевала главные партии классического репертуара — в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Щелкунчик» и «Спящая красавица».

В 1918 году Карсавина навсегда покинула Россию. В эмиграции она снялась в нескольких немых кинокартинах, например в «Пути к силе и красоте» (1925), выступала в «Ла Скала» и британской труппе «Балле Рамбер», а с 1930 по 1950 годы была вице-президентом Королевской академии танца.

Галина Уланова

Галина Уланова 16 лет была примой Мариинского театра, а потом еще столько же — примой Большого. По сей день она остается самой титулованной советской балериной и за свою карьеру станцевала практически все главные партии из репертуара обоих театров. 

В 1928 году Уланова окончила Петроградское театральное училище, а уже в 1929 исполнила первую партию в «Лебедином озере». Такой короткий путь до Одетты — признак большого дарования. 

Легенда о великой Улановой донеслась до Лондона и Парижа гораздо раньше, чем она вышла на сцену «Гранд-Опера» и «Ковент-Гарден». Английский журнал «Дансинг таймс» писал о выступлении балерины в Италии:

«Не могло быть никаких сомнений в том, что она — великая балерина. Ее величие состоит из двух элементов — выдающегося индивидуального лиризма и благородной, величавой манеры русской школы».

Во время первых гастролей Большого театра в Лондоне Улановой было уже 46 лет. Зритель, впервые после Анны Павловой, увидел на сцене «Лебедя» — другого в своем «умирании», еще более проникновенного, не оставляющего сомнений в том, что русский балет — мировая величина. В 1957 году в Лондоне вышла книга Мери Кларк «Шесть великих танцовщиков мира», куда наряду с Павловой, Нижинским и Карсавиной вошла Уланова.

Майя Плисецкая

Майя Плисецкая стала примой Большого театра после Галины Улановой, которая была ее кумиром. Юную балерину прославила партия Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», которую она исполнила всего в 22 года. Уникальной особенностью ее исполнения были свободные, как бы бескостные, подобные крыльям руки — тогда это было открытием, а сегодня такие руки — образец для подражания всех Одетт в мире. Эти же руки сделали знаковым ее исполнение миниатюры «Умирающий лебедь», в котором Плисецкая «выплывает» из-за кулис спиной к зрителю. Амплитудность прыжков балерины даже профессионалами считалась феноменальной. 

Оглушительный успех имели и другие балеты с участием Плисецкой, например «Дон Кихот», «Раймонда» и «Кармен-Сюита», поставленный специально для нее кубинским хореографом Альберто Алонсо на музыку композитора Родиона Щедрина — мужа балерины. «Кармен» была дважды экранизирована в 1969 и 1978 году.

Выезд Плисецкой зарубеж власти одобрили только в 1959 году, позволив ей присоединиться к труппе Большого театра на гастролях в США. После этого начался новый виток в ее карьере — она стала не только лицом русского балета, но и создала новые высочайшие стандарты в мировой классической хореографии. 

Плисецкая всегда имела смелый новаторский вкус, например она была влюблена в постановку «Болеро» Мориса Бежара, и после личного письма хореографу была приглашена танцевать в видеоверсии балета.

Екатерина Максимова

Прима Большого театра Екатерина Максимова — звезда советского балета. Благодаря ей и ее партнеру и супругу Владимиру Васильеву сформировался известный во всем мире бренд — Bolshoi ballet. Ее называли «самыми умными ногами» в мире. Педагоги Московского хореографического училища ставили номера специально для Максимовой, а в 1959 году, сразу после выпуска, Екатерина поехала на свои первые гастроли в США и Канаду, где совершенно очаровала зрителей. Ее тогда прозвали «чудесным маленьким эльфом» и «бэби Большого балета». В том же году она победила на международном конкурсе в Вене, а после покорила своим талантом Китай, Данию, Норвегию и Финляндию. В 1966 году Максимова и Васильев стали первыми исполнителями главных партий в революционном для того времени «Щелкунчике» Юрия Григоровича. Специально для балерины создали партию Фригии в балете «Спартак», а в 1976 году Васильев поставил для Максимовой балет «Икар».

В 1982 году пара снялась в «Травиате» Франко Дзеффирелли. Танец Максимовой сегодня можно увидеть в фильмах-балетах «Анюта», «Галатея», «Сотворение мира», «Старое танго». 

Ульяна Лопаткина

Приму Мариинского театра Ульяну Лопаткину часто называют «второй Плисецкой». Ее Одетта-Одиллия и Лебедь в миниатюре на музыку Сен-Санса стали выдающимися образцами русского балета. На Западе ее до сих пор часто называют «главным русским лебедем». Некоторые балетоведы и критики не находят Лопаткиной равных по глубине драматических перевоплощений. 

Когда Ульяна только училась в седьмом классе Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, всемирно известный хореограф Джон Ноймайер подарил ей номер «Чекетти и Павлова». В 1991 году Лопаткина окончила училище, а уже в 1992 ей доверили партию Жизели, что стало началом ее большой славы. Вскоре имя Лопаткиной на афишах стало гарантом аншлага.

Пик карьеры балерины пришелся на период первых постановок Баланчина в Мариинке, и Лопаткина и в них показала недосягаемый уровень таланта. С 2006 года балерина — Народная артистка России.

Лопаткина была примой Мариинского театра 1995 по 2017 год, после чего оставила сцену, но она по сей день считается образцом самых высоких балетных стандартов.

Полина Семионова

Полина Семионова, выпускница Московской академии хореографии, обладательница золотых медалей на Московском конкурсе артистов балета в Большом театре и Vaganova Prix, в 18 лет приняла судьбоносное решение и по приглашению танцовщика Владимира Малахова присоединилась к труппе Берлинского государственного балета. Возможно, Россия потеряла в ее лице приму Большого, ведь еще Майя Плисецкая после выступления Симеоновой на конкурсе в Нагое признала, что «тут нужно ждать большого будущего». 

В труппе балерина сразу же получила статус солистки и десять лет была звездой берлинской сцены, а в 2011 стала солисткой Американского театра балета и миланского театра Ла Скала. Еще через год русский зритель все же смог увидеть живые выступления балерины — Семионова стала приглашенной солисткой Михайловского театра. За свою карьеру Полина станцевала большинство постановок из «золотого фонда» — исполнила главные партии в «Щелкунчике» и «Спящей красавице», «Лебедином озере», «Коппелии», «Ромео и Джульетте», балетах Фокина и Баланчина. Исполнилась и ее профессиональная мечта о ведущей партии в «Баядерке». 

С 2012 года балерина преподает в школе Берлинского государственного балета, а с 2013 года является профессором этой школы.

Диана Вишнева

Диана Вишнева получила первое международное признание еще будучи ученицей Вагановской академии — одаренную девочку отправили с номером «Кармен» и вариацией из «Коппелии» на престижный международный конкурс Le Prix de Lausanne, где она получила Гран-при. Учась в выпускном классе училища, Диана танцевала Китри в «Дон Кихоте» на сценах Мариинки и Большого, гастролировала в США, Великобритании и Японии. 

В начале нулевых Вишнева танцевала в Мариинском театре в балетах Джорджа Баланчина, Джерома Роббинса, Уильяма Форсайта, Алексея Ратманского, Анжелена Прельжокажа, а также в зарубежных постановках: в «Спящей красавице» в Ла Скала и в «Дон Кихоте» в Гранд-Опера. В 2002 балерина становится солисткой Берлинского государственного балета, а с 2005 по 2017 — приглашенной солисткой Театра американского балета, где ей удалось исполнить долгожданные партии Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» и Раймонды в одноименном балете.

В 2013 году Вишнева стала первой русской балериной после Плисецкой, исполнившей сольную партию в балете «Болеро» с труппой Мориса Бежара. Проекты Вишневой ставили такие выдающиеся хореографы, как Джон Ноймайер, Алексей Ратманский, Каролин Карлсон, Мозес Пендлтон, Дуайт Роден и Жан-Кристоф Майо.

Светлана Захарова

После участия в конкурсе Vaganova-Prix ученица Киевского хореографического училища Светлана Захарова в 16 лет была зачислена в Вагановское училище на последний курс, чего прежде в истории учебного заведения не случалось. С 1996 по 2003 годы Светлана танцевала на сцене Мариинского театра в классических балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Баядерка», «Дон Кихот» и в современной постановке великого Джона Ноймайера «Тогда и теперь». За эти годы она не раз получала приглашение стать примой Большого театра, а в 2003 году все же его приняла и является ею по сей день. В Большом театре Захарова блистала в паре с Николаем Цискаридзе в балете «Сон в летнюю ночь» Ноймайера, была первой исполнительницей главных партий во многих премьерных спектаклях Большого театра. В 2008 году прима параллельно заключила контракт с Ла Скала и вскоре и там стала «этуаль». За свою карьеру балерина танцевала «Лебединое озеро», «Баядерку» и «Спящую красавицу» на всех главных сценах мира и практически во всех существующих редакциях. 

Екатерина Кондаурова

Прима Мариинского театра Екатерина Кондаурова сегодня считается универсальной танцовщицей, хотя в начале карьеры классический репертуар ей не давали, зато современные постановки обеспечили мировое признание. В 2003 году балерину открыл для себя хореограф Уильям Форсайт — в тот год во Франкфурте санкт-петербургская труппа танцевала его балет «Там, где висят золотые вишни». Вскоре балерина получила ведущие партии в трех его балетах, которые хореограф ставил в Мариинке. Это закрепило за ней амплуа балерины современных постановок, что обеспечило высокую востребованность и у других знаковых хореографов нашего времени, например у Алексея Ратманского и Кирилла Симонова. 

Кондаурова обладает не только невероятной техникой, но и талантом глубокого драматического перевоплощения. Публика и критики высоко оценили ее Анну Каренину в балете Ратманского и Кармен в постановке Алонсо. 

Сегодня прима является звездой не только новаторского, но и академического балета. С труппой Мариинского театра Кондаурова гастролировала в Великобритании, Германии, Нидерландах, Норвегии, Китае и США — ее знает и любит зарубежный зритель.

Последние статьи и новости о балете