Стань участником «Молодежной балетной программы» Большого Театра,
организованной при поддержке компании «Ингосстрах»!
Фарфоровые советские балерины: история коллекции ЛЗФИ

Фарфоровые советские балерины: история коллекции ЛЗФИ

В середине прошлого века хрупкие фарфоровые фигурки балерин украшали многие дома. Сегодня их продают коллекционерам и преподносят театральным деятелям.

Идея создания: балет в каждый дом

Серия фарфоровых статуэток на балетную тематику, выполненных в 1950-е годы XX века на Ленинградском заводе фарфоровых изделий, связана с именем скульптора Владимира Сычёва. Это он создал грациозные фигурки по известным постановкам классического балета, работая в цехе №3. Культурологи-исследователи Ольга Сапанжа, Екатерина Иванова и Наталья Баландина писали о мастере так: 

«Творческий метод В.И. Сычёва целиком принадлежал ранней послевоенной эстетике с ее увлеченностью динамичными формами, экспрессивными движениями, предельно реалистическим подходом к изображению».

В первое послевоенное десятилетие формируется запрос на создание элементов интерьера, предназначенных для украшения жилых и рабочих пространств. Интерьерные детали и украшения производят из керамики и фарфора, стекла и металла. 

На этот общественный интерес крупный фарфоровый завод отреагировал целой коллекцией интерьерных изделий. Но почему именно балет вдохновил скульптора Сычёва на создание серии статуэток? 

Скульптор был поклонником балета и классической музыки. По мнению искусствоведов-исследователей, «личная увлеченность автора непосредственным образом совпала с общей установкой советской культуры на пропаганду достижений советского театра». Иными словами, именно в 1950-1960 годы балет становится важнейшей частью массовой культуры и приходит во многие дома Советского Союза в образе фарфоровых статуэток. Эти изделия «формировали новую среду, в которой балет из искусства элитарного превращался в искусство декларативно доступное самым широким массам трудящихся». 

Идея о фарфоровой популяризации балета многим пришлась по душе: фигурки Ленинградского фарфорового завода с удовольствием покупали и коллекционировали, они стали очень распространены. 

Жемчужины коллекции: самые популярные статуэтки Сычёва

В серии есть изделия, вдохновленные образами конкретных балерин и внешне очень похожие на своих героинь, и творения, передающие балетную эстетику в целом. В качестве одного из примеров можно привести фигурку Галины Улановой в образе «Умирающего лебедя»: белоснежные пачка и пуанты, нежный романтический облик. Скульптор создал статуэтку, используя роспись, золочение и технику люстр. Фигурка балерины, замершей в финальном па известной композиции, стала очень популярной. Ежегодно фарфоровый завод выпускал ее в числе других балетных «хитов» огромными тиражами. 

Элементы золотой росписи встречаются и в других работах Балетной серии — например, в редкой коллекционной композиции «Испанский танец». Прообразами для нее послужили балерина Нина Стуколкина и танцовщик Алексей Андреев, а изобразить роскошные костюмы танцующей пары скульптору удалось с помощью тончайшего золочения.  

Еще один элемент коллекции — парная статуэтка, изображающая двух танцовщиц, — «Балерины перед выступлением». Одна из героинь скульптуры изображена сидящей на низкой банкетке, другая стоит рядом. Они завершают сценический облик финальными штрихами: сидящая балерина помогает своей подруге закрепить декоративный элемент на пачке. Очевидно, что в основе композиции — отвлеченные образы артисток театра. Их невесомость подчеркивает полупрозрачный ластовый окрас, детали костюмов — позолота. 

Одной из самых известных статуэток, помимо перечисленных, стала «Девушка-птица из балета Шурале». Ее второе название — «Балерина Дудинская» по фамилии артистки, послужившей прообразом фарфоровой фигурки. 

Настоящее и будущее фарфоровой серии: коллекционеры и переиздание

Начиная с 1950-х годов прошлого столетия статуэтки балерин ЛЗФИ выстраивались в изящные коллекции на полках жителей СССР. С тех пор многие из них передавались по наследству. Сегодня фарфоровых балерин, созданных Владимиром Сычёвым, все так же коллекционируют и продают. Предложения от частных владельцев можно встретить на сайтах объявлений, в соцсетях и даже на маркетплейсах. Стоимость зависит от состояния статуэтки и ее редкости: порой встречаются действительно ценные экземпляры. 

Впрочем, жизнь этой фарфоровой серии продолжается не только в частных коллекциях и музеях. Специально для страховой компании «Ингосстрах» была выпущена новая партия легендарных статуэток. Эти эксклюзивные изделия из фарфора «Ингосстрах» дарит руководителям региональных театров, когда проходят гастроли Большого театра по городам страны, — как символ русского балетного искусства, актуальный уже более полувека.