Стань участником «Молодежной балетной программы» Большого Театра,
организованной при поддержке компании «Ингосстрах»!
Известные программы фигурного катания на балетную музыку

Известные программы фигурного катания на балетную музыку

Эти мелодии звучат не только на сценах мировых театров, но и на «большом льду». Какая балетная музыка принесла спортсменам медали в фигурном катании?

«Кармен» в исполнении Татьяны Навки и Романа Костомарова

Для олимпийского сезона-2006 тренер Александр Жулин поставил для танцоров на льду один из самых узнаваемых номеров. Спортсмены выходили на лед в образах жгучей Кармен и мужественного тореадора под музыку Жоржа Бизе. 

За хореографию номера отвечала чемпионка мира по художественной гимнастике Татьяна Дручинина. А Татьяна Навка однажды призналась, что в процессе подготовки вдохновлялась образом балерины Майи Плисецкой.

Именно «Кармен» принесла российской паре спортсменов победу на Олимпиаде 2006 года в Турине. Работа получила высокую оценку судей и профессиональных критиков: Навка и Костомаров сумели перенести на лед плавность и выразительность, характерную больше для паркета или сцены, чем для льда. 

«Лебединое озеро» в исполнении Елены Ильиных и Никиты Кацалапова

Программа на музыку Петра Ильича Чайковского из балета «Лебединое озеро» принесла российской танцевальной паре медали на домашних Олимпийских играх в Сочи в 2014 году. В командном зачете они тогда взяли первое место, а в личном оказались на третьем. Образы фигуристов напоминают Черного лебедя из классической балетной постановки: партнер в черном костюме, а партнерша — в расшитом черном платье, напоминающем балетную пачку. Однажды Елена Ильиных намекнула, что в работе над постановкой принимал участие «один человек из Большого театра»:

«Это очень известный хореограф, принимавший участие в создании многих выдающихся балетных спектаклей. Все, чему он нас научил, вы увидите в произвольном танце».

Олимпийский прокат этой программы получился по-настоящему историческим: паре рукоплескали зрители, и бронза в личном зачете была взята уверенно. Вскоре после этого танцевальная пара распалась, так что выступление под балетную музыку Чайковского можно назвать лебединой песней этого дуэта. 

«Жар-птица» в исполнении Анны Щербаковой

Произвольную программу 2020 года фигуристка исполняла под музыку Игоря Стравинского из балета «Жар-птица» и сочинение французского композитора Эрика Сати «Гносиана №1». Яркий сказочный образ стал вызовом для спортсменки и неожиданностью для ее болельщиков, которые до этого привыкли видеть Щербакову в лиричных и романтичных образах. Экспрессию номера подчеркивал костюм, который из фиолетово-синего вдруг становился ярко-алым с имитацией блестящего оперения и будто пламенеющим подолом. Вслед за музыкой балерина начинала с неторопливого и плавного катания, чтобы к кульминации набрать темп и максимально усилить экспрессию техническими элементами. 

Кстати, балетная эстетика близка и другим российским фигуристкам из команды тренера Этери Тутберидзе. С ее воспитанницами долгое время занималась бывшая артистка балета Большого театра Людмила Шалашова: она участвовала в подготовке номеров для спортсменов и обучала их характерным балетным па. 

«Щелкунчик» в исполнении Михаила Коляды

Историю отважного Щелкунчика на льду показывали многие поколения фигуристов, востребована она и по сей день. Музыкальным сопровождением для короткой программы российского фигуриста в 2021 году стал отрывок из балета Петра Ильича Чайковского. По словам Михаила Коляды, «Щелкунчика» для этого номера выбрал он сам, а тренер — Алексей Мишин — поддержал это предложение. Также в постановке принимал участие Илья Авербух. О своем образе на льду фигурист рассказывал так: 

«Есть история о том, что я изначально деревянный, потом в процессе превращаюсь в принца, а в конце опять закрываюсь. Здесь как бы идет двойная хореография, если так можно выразиться. Немножко деревянного, немного пластичного».

В этом номере Коляда представал в классическом образе героя гофмановской сказки: красный мундир с золотой вышивкой, темно-синие брюки с красными лацканами и белоснежные перчатки. Увы, показать «Щелкунчика» на Олимпиаде в Пекине спортсмену не удалось: буквально перед поездкой он получил положительный тест на COVID-19 и не смог присоединиться к сборной. 

«Болеро» в исполнении Евгения Плющенко и Камилы Валиевой

Под легендарную композицию Мориса Равеля на лед в самых крупных мировых соревнованиях выходили многие фигуристы. Через несколько лет это произведение, написанное для балерины Иды Рубинштейн, отметит свое 100-летие. Из российских спортсменов испанский танец увековечили Евгений Плющенко и Камила Валеева. В 2001 году 18-летний Плющенко выиграл с короткой программой под эту музыку чемпионат мира, а Камила Валиева восхищает своими блестящими прокатами судей и зрителей в сезоне 2021-2022. По словам тренера молодой спортсменки Этери Тутберидзе, Камила «смогла показать достойнейшее “Болеро”». Хореография и пластика фигуристки в этой программе напоминают движения ярчайших звезд балета, танцевавших под музыку Равеля в разное время, — Майи Плисецкой, Сильви Гиллем, Дианы Вишневой.