Стань участником «Молодежной балетной программы» Большого Театра,
организованной при поддержке компании «Ингосстрах»!
Национальные танцы в балете «Щелкунчик»

Национальные танцы в балете «Щелкунчик»

Второй акт балета «Щелкунчик» всегда вызывает особый восторг зрителей, поскольку украшен ярким дивертисментом из национальных танцев. Анастасия Исаева, эксперт IngoDance, рассказывает, на что обратить внимание тому, кто думает об искусстве, а не ищет несоответствий современной повестке в постановке, созданной много лет назад.

История создания балета «Щелкунчик» была сопряжена со сложностями. После начала работы Мариус Петипа отказался от балета и завершал постановку второй балетмейстер Лев Иванов. Петру Ильичу Чайковскому сочинение музыки тоже давалось с большим трудом. В одном из своих писем он пишет:

«Главное — это отделаться от балета».

В период создания «Щелкунчика» у Чайковского умирает родная сестра, он очень переживал. Многие исследователи творчества Петра Ильича считают, что именно поэтому в главном адажио второго акта слышны печальные ноты.

Начиная с ХХ века «Щелкунчик» неоднократно возобновлялся в новых версиях. Но и в наши дни у постановки непростая судьба: обвиненный в неполиткорректности, из-за жалоб зрителей о стереотипных изображениях людей других национальностей, балет был полностью снят в этом году из репертуара Берлинской государственной оперы. 

Существует огромное количество редакций балета, дивертисмент в них отличает хореографическое разнообразие. Мы рассмотрим национальные танцы на примере редакции Юрия Григоровича, которую можно, по счастью, и сегодня увидеть в Большом театре.

Испанский танец

Действие второго акта «Щелкунчика» происходит в волшебной стране Конфитюренбург. Дивертисмент начинается «Испанским танцем», который ассоциируют с шоколадом. Танец поставлен с характерными особенностями: поднятые кисти вверх с опущенными локтями вниз, получается неправильная вторая позиция в сравнении с канонической, общепринятой в классическом танце. В некоторых pas невыворотное положение ног создает стилизацию испанского танца. Григорович находит нестандартное решение и для других привычных движений: assemble сочетает с открытием ноги в ecarte, а финальное fouetté чередует с прыжком, что создает особую динамику в танце. А поскольку «Испанский танец» исполняется в паре, то синхронность элементов рождает впечатляющую зрителя гармонию.

Восточный танец

Вслед за стремительным «Испанским танцем» начинается «Восточный танец», который называют еще «Арабский», или «Кофе». В основе музыкального сопровождения здесь — грузинская колыбельная. Стоит обратить внимание, как, казалось бы, привычные позиции рук (в первой или в третьей позиции) полностью видоизменяются от смены положения кистей. Исполненные grand plie и adagio со сменой поз — ecarte и attitude, но с восточными руками создают ощущение оживших храмовых божеств.

Китайский танец

За «Восточным танцем» следует «Китайский танец», как раз подвергшийся обвинениям в неполиткорректности. Тем не менее яркие музыкальные акценты отражены хореографически с помощью двойных туров в мужской партии и pirouette с pas de bourrée в женской. Несмотря на то, что танец короткий, он требует технического мастерства от артистов, так как многократно необходимо повторить один и тот же элемент. Заканчивается кругом jete, в то время как исполнительница женской партии делает sauté с раскрытыми на вторую позицию ногами с сокращенными стопами, что редко встречается в классических балетах, но всегда вызывает овации зрителей.

Русский танец

Хореография «Русского танца» стилизована за счет сокращенных стоп — все шаги выполняются с пятки, и рук, которые сгибаются локтями вниз с выпрямленными ладонями. При этом все grand pirouette и tours chaines выполнены не по канону классического балета. Обратите внимание, как виртуозно происходит стилизация под национальный вид танца: измененные элементы не вызывают отторжения и не нарушают эстетику, поскольку все pas состоят из канонических движений.

Французский танец

«Французский танец» (или «Танец пастушков») в редакции Юрия Григоровича исполняется с овечкой, которая привязана к ленте и является частью хореографической композиции.

Этот номер часто исполняют в академиях балета, поскольку в составе его — целый набор из азбуки классического танца. Он наполнен cabriole, который тут же сменяется arabesque, затем pas de bourrée с pas suivi — такое чередование разных движений требует от исполнителей предельной аккуратности в исполнении. Элементы adagio сменяются технически сложным кругом из pas de basques с турами pique, затем следует grand jete по диагонали — это дает танцовщикам возможность продемонстрировать весь арсенал балетных pas.

Завершается дивертисмент общей кодой всех танцев, формируя ощущение единой композиции и подготавливая зрителя к дальнейшему развитию событий.