Никогда не поздно: есть ли шансы у подростка, который всерьез захотел стать артистом балета

Никогда не поздно: есть ли шансы у подростка, который всерьез захотел стать артистом балета

Ранний старт — типичная история для балета. Однако большое желание и талант могут сформировать артиста и в более взрослом возрасте. Приводим три доказательства, способных зарядить оптимизмом.

Первое: истории успеха с поздним стартом

В мире большого балета можно найти вдохновляющие примеры, когда будущий артист начал занятия поздно с общепринятой точки зрения, но все же достиг высот в мастерстве.

 В начале прошлого столетия имя балерины Веры Каралли было хорошо известно публике в столице и за рубежом: танцовщица-солистка Большого театра гастролировала с труппой Сергея Дягилева. Между тем ее танцевальная карьера началась только в 12 лет — сначала  Каралли поступила в театральное училище, а потом поняла, что искусство классического танца ей ближе, и стала заниматься хореографией.

Одна из величайших балерин современности, французская танцовщица Сильви Гиллем тоже начала свой балетный путь в 12 лет. К тому моменту у нее уже была база — несколько лет в спортивной гимнастике и даже планы по подготовке к олимпиаде. Чемпионкой Гиллем не стала, но успешно сменила спорт на искусство, став самой молодой примой в «Гранд Опера». 

Современную американскую балерину Мисти Коупленд многие считают настоящей революционеркой. Во-первых, она стала первой темнокожей примой Американского театра балета, а во-вторых, сделала танцевальную карьеру с поздним стартом. Ей было 13 лет, когда она оказалась на своем первом уроке балета даже не в хореографической студии, а в обычном детском клубе. Четыре года интенсивных тренировок — и Коупленд вышла на сцену в составе известной балетной труппы США. 

«Поздние», но талантливые есть и среди хореографов. Англичанин Мэтью Борн до 22 лет успел поработать клерком и капельдинером, распространял билеты и охотился за автографами знаменитостей. Затем поступил в Лабановский центр движения и танца в Дептфорде, а четыре года спустя вышел со степенью бакалавра искусств. Борн основал свою труппу и прославился яркими постановками, а в 1999 году получил премию «Тони» за авторскую интерпретацию балета «Лебединое озеро». 

Впрочем, самая известная иллюстрация гипотезы о том, что талант пробьет дорогу, несмотря на возраст, — это история Рудольфа Нуреева. Хотя привести этот пример можно с оговоркой. Будущий танцовщик поступил в Академию имени А.Я. Вагановой очень поздно — в 17 лет. Но до этого Нуреев все же был знаком с классическим танцем: с 10 лет его преподавателем была балерина Анна Удальцова, раньше выступавшая в труппе Сергея Дягилева. Старт юноши в академическом балете был поздним, но классическая основа, помноженная на талант, сделали свое дело, и Нуреев стал великим артистом. 

Второе: мнение балетного педагога

«Разглядеть» хореографический талант проще, если ребенок занимается классическим танцем с ранних лет и к 10-11 годам уже обладает базовой подготовкой и развитой гибкостью, чтобы пробовать силы на вступительных экзаменах в хореографическое училище. К тому же, если к этому возрасту у юного артиста уже есть опыт занятий и выступлений длиной в несколько лет, то его решение продолжить свой путь в балете будет более осознанным и реалистичным, чем у сверстников, которые «заболели» балетом внезапно. Именно поэтому практика балетного старта в 2-3 года, а затем перехода на новый уровень обучения примерно к 10 годам (а у кого-то и раньше) — распространенная. 

Есть ли шанс у тех, кто приходит в балет поздно? Или случаев, когда над талантом не властен возраст, один на тысячу? И вообще, что считать поздним стартом в балете? Мария Аллаш, балетмейстер-репетитор Большого театра, считает:

«Случаи позднего прихода в балет были. Например, Римма Клавдиевна Карельская, как я знаю, пришла учиться в хореографическое училище в 14 лет… Но это особый случай. Не уверена, что в наше время это возможно. Так как балет молодеет с каждым годом, люди приходят в наше искусство все раньше и раньше. В общем-то балет — это искусство молодых. Как мне кажется, на данном этапе поздний приход в нашу профессию не совсем возможен. Если только окажется, что человек обладает какими-то невероятными, фантастическими данными, когда он уникально одарен. В наше время такой практики уже нет. На мой взгляд, чем моложе тело, тем его больше любит сцена. Хотя опытные артисты, конечно, замечательно танцуют, и всегда есть чему поучиться, и смотришь с удовольствием, но все равно: относительно обычных людей — это молодые люди. В балете свои возрастные мерки — он рано “старит” артистов»

Третье: реальный опыт учащихся

На балетных форумах и в тематических сообществах соцсетей часто можно встретить темы «Когда отдавать ребенка в балет?». Многие родители спешат приобщить детей к искусству классического танца уже с 2-3 лет, опасаясь, что потом «будет слишком поздно». Впрочем, реальные случаи, когда ребенок вдруг захотел заниматься балетом, будучи школьником, тоже есть. Разумеется, опыт и развитие ситуации у каждого свои — поделимся парой анонимных комментариев от мам, которые отдали своих детей в балет позже прочих. 

Балетный опыт поздних дебютантов может быть негативным, даже несмотря на серьезную гимнастическую базу: 

«Дочери восемь лет, в течение трех лет занималась художественной гимнастикой. Но на просмотре у Эйфмана [Академия танца Бориса Эйфмана] забраковали “из-за отсутствия выворотности”. Сказали: “Выворотность невозможно выработать”. Остальные данные есть: гибкость, длинные ноги, выносливость, прыжок, музыкальность. Гимнастикой занимаемся активно, но сказали, что ребенок не балетный». 

Поздний старт может быть успешным: таких историй в современности тоже много. На том же форуме есть примеры, когда перед ребенком или подростком открываются новые возможности благодаря внезапно возникшему желанию связать жизнь с балетом: 

«Дочери девять лет, и уже полгода занимается балетом. Педагоги хвалят за природную растяжку и хорошую выворотность. Сказали нам честно: “Нужно заниматься усердно, пахать. Но в этом случае шансы поступить в училище очень высоки”. Мне кажется, игра стоит свеч: девочка у меня в балет влюблена!»

Последние статьи и новости о балете