Пачка: история балетного символа

Пачка: история балетного символа

Образ классического балета неразрывно связан с его главным символом — пачкой. Однако так было не всегда. Рассказываем, как с веками менялся костюм балерины.

Балет возник как придворное искусство и развлечение для аристократии. Первой балетной постановкой принято считать «Комедийный балет королевы», который состоялся в 1581 году во Франции. Танцовщицы тогда одевались в соответствии со светской модой в роскошные тяжелые платья с панье — каркасами из китового уса или прутьев, а балетные туфли были на каблуках или танкетках. 

На рубеже XVIII–XIX веков в моду вошла античность, мифологические сюжеты все чаще стали ложиться в основу балетных спектаклей, например в постановке «Амура и Психеи». В соответствии с модой претерпел изменения и образ балерины — талия стала завышенной, декольте более открытым, а юбки легкими, полупрозрачными — под них надевали специальные трико. Позже на смену ампиру пришла викторианская мода, вернувшая юбке пышность, а талии — ее законное место. 

Первая балетная пачка

Впервые балетную пачку публика увидела 12 марта 1832 года на премьере «Сильфиды» в Гранд-Опера — исполнительница главной партии Мария Тальони предстала перед зрителем в пышной белоснежной юбке из нескольких слоев фатина, открывающей ноги до середины икры. В то время некоторые балерины уже начали танцевать в пуантах, но до «юбки-таблетки» было еще далеко, однако одеяние Тальони можно считать первой «шопенкой» — юбкой романтических балетов. Костюмы к «Сильфиде» были выполнены по эскизам художника Эжена Лами, но бытует мнение, что дизайн был придуман балетмейстером и отцом балерины Филиппо Тальони, который хотел таким образом скорректировать нескладные пропорции дочери. Новый образ действительно был комплиментарен женской фигуре — талия подчеркивалась воздушностью юбки, а открытые лодыжки выглядели длиннее и изящнее за счет пуантов.

Первые короткие пачки

В 1850-х годах мода снова внесла свою лепту в балетный костюм — пачкам стали добавлять пышности при помощи актуальных в то время кринолинов, но длина юбки оставалась неизменной еще три десятилетия, и лишь в 1880-х юбка стала едва прикрывать колени, а в 1890-х немного открыла бедра. Потребность в более коротких пачках связана со значительным прогрессом в балетной технике танцовщиц — ногам требовалось больше свободы для выполнения виртуозных элементов. Такие костюмы балерин стали неотъемлемой частью балетов Петипа, однако, например, в Дании, в постановках Бурнонвиля танцовщицы по-прежнему танцевали в ниспадающих юбках.

Пачка в XX веке

В начале XX века балетная пачка уже приобрела вид короткой многослойной пружинистой юбки с пришитым к ней лифом, однако романтическая пачка-«колокол» не исчезла со сцены. В 1907 году в ниспадающие удлиненные юбки одел своих танцовщиц Михаил Фокин в балете «Шопениана», благодаря чему и закрепилось название «шопенка». 

В 1930-х годах технический прогресс в текстильной промышленности позволил изготовлять пачки из синтетических материалов, что сделало их значительно легче. А в 1950-1970 годах было в моде крепление юбки к лифу на уровне бедер. 

Пачка в ХХI веке

Сегодня в классическом балете пачка-«таблетка» продолжает существовать наряду с «шопенкой». Если короткая балетная юбка, как правило, пришита к лифу и трусикам, то удлиненная надевается на боди. Мода на реконструкции старинных балетов вернула в костюмерные тяжелые аутентичные пачки, а современные сценографы продолжают искать новые формы — например для балета Форсайта «Головокружительное упоение точностью» художник Стефан Галлоуэй создал абсолютно плоские балетные юбки.

Последние статьи и новости о балете