Последовательность в классическом балетном спектакле

Последовательность в классическом балетном спектакле

Анастасия Исаева, прима-балерина и автор IngoDance, продолжает знакомить читателей с азами изящного искусства, чтобы его понимание становилось более осознанным.

В основе классического балета — нерушимые правила и формы, знание которых помогает яснее воспринимать происходящее на сцене. Одной из таких составляющих является последовательность балетного спектакля, причем она всегда остается неизменной, независимо от перемены сюжета или содержания.

Начало спектакля

Как правило, классический балет начинается с общего действия — экспозиции, где присутствует большое количество различных персонажей. Примером может служить сцена вальса во дворце принца в «Лебедином озере», в «Щелкунчике» же мы видим персонажей, прибывших в гости. Таким образом, зритель постепенно «входит» в спектакль, знакомится с героями.

Появление главных героев

Выход главного героя на сцену всегда подчеркнут музыкой, она помогает раскрыть характер персонажа, придает ему глубину и насыщенность.

Например, при появлении принцессы Авроры в «Спящей красавице» сначала все персонажи расходятся по сторонам, уступая центр сцены главной героине, что характерно для всех классических балетов. В музыкальном ряде можно услышать, как принцесса спускается по ступенькам и после этого в полной мере с помощью синтеза танца и музыки раскрывается характер героини.

В балетах Петра Ильича Чайковского особенно стоит вслушиваться в музыку: в них она проявляется наиболее ярко как способ охарактеризовать героя. Такой подход помогает более полному восприятию всего действия в целом, и это одна из причин, по которой балеты Чайковского считаются гениальными.

Момент появления главных героев — не только красивый сольный танец, персонаж отвечает и за «ведение» линии спектакля. При помощи пантомимы герой рассказывает о своих чувствах, волнениях или желаниях. Поэтому стоит всегда внимательно следить за тем, что герои «говорят» друг другу.

Встреча главных героев

Такие фрагменты могут быть разными по форме: начиная от небольшой сцены и заканчивая адажио. Адажио — это медленный танец, в котором герои раскрывают свои чувства, или же важный для развития сюжета элемент, например как «Белое адажио» из первого акта второй картины в «Лебедином озере».

Конец акта и кульминация

В конце акта происходит завязка, на первый план выходит конфликт, который в полной мере раскроется в следующем действии.

Важным элементом любого классического балетного спектакля является pas de deux — па-де-де, что переводится с французского как «шаг двоих». Pas de deux включает в себя адажио (иногда есть еще и антре), вариации сольного мужского и женского танцев и совместную коду. Его вполне можно назвать центром спектакля, а иногда даже его жемчужиной. Па-де-де — это не только демонстрация технических способностей танцовщиков, но и знаковый момент спектакля: например, свадьба принца и принцессы в «Спящей красавице» или танец принца Зигфрида и Одиллии на балу в «Лебедином озере», после которого он нарушает клятву. За па-де-де следует развязка сюжета либо его кульминация.

Как и во всем искусстве, указанная последовательность, конечно, вариативна. Но знание структуры классического спектакля поможет лучше ориентироваться в том, что вы видите на сцене. В современных постановках вам сразу станет очевидно, от каких канонов отходил балетмейстер, или же, наоборот, чем вдохновлялся.

Последние статьи и новости о балете