Примы Большого театра: XIX век

Примы Большого театра: XIX век

Сцена требует от артиста не только выдающегося таланта. За каждой историей успеха скрыты труд и целеустремленность — именно это позволяет завоевывать сцену и зрителя. Каждая такая история уникальна и поучительна. Знакомим вас с теми, кому покорилась главная балетная площадка страны — с примами Большого театра. 

Прасковья Лебедева (1839-1917)

Дебют Прасковьи Лебедевой в Большом театре состоялся в 1854 году, ей тогда исполнилось 15 лет. Балерина исполнила главную партию в балете «Гитана, испанская цыганка». Спустя три года танцовщица становится первой балериной главного театра Москвы. Она танцует Жизель, Эсмеральду, Пахиту и другие ведущие партии, регулярно гастролирует в Петербурге.

На протяжении танцевальной карьеры Лебедева не прекращала совершенствоваться: брала дополнительные занятия у педагогов Иогансона, Гюге, Блазиса, Сен-Леона. Она обладала безупречной, по тем временам, техникой, однако более всего зрители и критики выделяли ее актерский талант. Были и те, кто считал, что такая выразительность чрезмерна для балета, но большинство обожало Лебедеву за драматическую подачу.

Анна Собещанская (1842-1918)

Первые ведущие партии в балетах Большого театра Анна Собещанская исполнила еще будучи ученицей Московского театрального училища, ее педагогом был итальянский хореограф Карл Блазис. После окончания учебы в 1862 году танцовщица окончательно закрепилась на позициях примы. Долгих 20 лет она прослужила в Большом театре, хотя ее годовое жалованье в 600 рублей считалось очень скромным для исполнительницы ведущих партий. Для сравнения: прима-балерина Мариинского театра Екатерина Вазем в то время получала более 6000 рублей в год.

Однако это не мешало Собещанской вести себя по-звездному, что хорошо иллюстрирует история ее конфликта с Петром Ильичом Чайковским. Балерина отказалась от партии Одетты-Одиллии в первой постановке «Лебединого озера», поскольку композитор не написал для нее в третьем акте ни одного сольного номера. В итоге Собещанскую заменила танцовщица с меньшим опытом. Примирение состоялось, когда прима все же добилась своего — Петипа поставил Собещанской хореографию, а Чайковский написал музыку для ее сольных танцев в третьем акте. Новые номера буквально принадлежали приме: другим исполнительницам роли Одетты запрещалось их танцевать.

Полина Карпакова (1845-1920)

Полина (Пелагея) Карпакова родилась в семье артистов императорской балетной труппы и, по семейной традиции, связала свою жизнь с балетом. Среди исполнительниц ведущих партий ее отличала особенная пластичность форм, нежность и плавность. Балерина была очень популярна у зрителей, и карьера ее могла бы быть блистательной, но не все складывалось ровно. Именно Карпакова была той малоопытной балериной, заменившей Собещанскую в «Лебедином озере». А так как первая постановка, по разным причинам, была признана неудачной, то это отбросило тень и на репутацию самой танцовщицы.  

Лидия Гейтен (1857-1920)

Как и многие другие артисты балета того времени, Лидия Гейтен закончила Московское театральное училище, класс классического танца Густава Легата. На сцене Большого театра ее заметили еще в детстве: Лидия исполняла роль Поваренка в «Дон Кихоте». Вскоре будущая солистка была утверждена на главные партии в балетах «Трильби», «Эсмеральда» и «Катарина, дочь разбойника».

За 20 лет Лидия Гейтен станцевала практически все ведущие женские партии. Ее техника исполнения многими критиками оценивалась как виртуозная. А верность Гейтен московской балетной школе не позволила балерине перейти в театры Петербурга после численного сокращения труппы Большого театра в 1883 году.

Любовь Рославлева (1974-1904)

Любовь Рославлева происходила из дворянского рода и была женой актера и театрального режиссера Прова Садовского. В театральном училище одним из педагогов будущей примы был испанский балетмейстер Хосе Мендес.

В 1892 году талантливую выпускницу принимают в балетную труппу Большого театра, где ей довольно быстро достаются главные партии в спектаклях. Благодаря актерской пластичности балерины все ее героини выглядели на сцене абсолютно разными.

Рославлева стала первой в Москве исполнительницей партии Авроры в балете «Спящая красавица», который вышел на сцене Большого театра спустя 9 лет после премьеры в Мариинке.

Балерина поражала публику своим фуэте по диагонали, которое не умела делать даже Пьерина Леньяни, хотя именно она впервые исполнила 32 фуэте.

Последние статьи и новости о балете