Примы Большого театра: XX век, глава II

Примы Большого театра: XX век, глава II

Прошлое столетие подарило миру балета много ярких и гениальных артисток. Продолжаем рассказ о балеринах, с которыми связаны «золотой век Большого» и современность театра.

Раиса Стручкова

Наставницей балерины стала великая танцовщица начала века, прима Мариинки Елизавета Гердт. Сочетание высочайшей техники классического танца и самобытной сценической выразительности позволили Стручковой создать свой неповторимый облик и стать одной из ярких балетных звезд XX века. На сцене Большого она дебютировала в сольной партии Весны в балете «Золушка» на музыку Сергея Прокофьева. А несколько лет спустя танцовщица исполнила главную роль, и с тех пор сценический образ Золушки стал для нее одним из любимых. Ведущие партии в «золотой» балетной классике Стручкова также танцевала с блеском: зрители рукоплескали Одетте-Одиллии, Жизели, Раймонде и принцессе Авроре в ее исполнении. 

Балерина исполнила более 50 партий на сцене Большого театра, а затем, закончив танцевальную карьеру, занималась преподаванием и воспитывала талантливых артисток. Однажды Раиса Степановна подытожила свою многолетнюю карьеру фразой «Я жила Большим театром», и эта любовь всегда была взаимной. По воспоминаниям современников, Стручкову в Большом обожали все — от партнеров по сцене до театрального персонала — и называли «наша Раечка». 

Екатерина Максимова

Одна из блистательных учениц Раисы Стручковой, Екатерина Максимова начала свой балетный путь в Московском хореографическом училище. В 1958 году она оказалась в труппе Большого театра, где сначала работала с другим звездным наставником — примой Галиной Сергеевной Улановой. 

Сценическим дебютом для Максимовой стала партия Маши в балете «Щелкунчик». Сильной стороной балерины была мощная академическая база: упругий прыжок, легкое вращение, мастерское внимание к деталям. 

Карьера Екатерины Максимовой складывалась ярко и драматично. Вместе с мужем, танцовщиком Владимиром Васильевым, они подарили зрителям много ярких дуэтных ролей. Но однажды произошла трагедия: на репетиции балерина травмировала позвоночник. Врачи сомневались, что Максимова сможет ходить, но она сумела вернуться на большую сцену. Балетная слава Екатерины Сергеевны распространилась за пределы страны: она с успехом гастролировала в Европе и США, танцевала в итальянской «Ла Скала» и французской «Гранд Опера», британском «Ковент-Гардене» и южноамериканском «Колоне». 

Вслед за танцевальной карьерой началась преподавательская. И здесь тоже Максимова все делала на максимум: окончив ГИТИС в 1980 году, со временем стала профессором кафедры хореографии. 

Мария Александрова

Обучаться искусству классического танца начала в Московской академии хореографии, где ректором была Софья Головкина. Профессиональная карьера Марии Александровой началась с крупных побед: сначала она стала финалисткой Евровидения для молодых танцоров, затем получила первую премию и золотую медаль в категории «Солистки» на Московском конкурсе артистов балета. 

В 1997 году она присоединилась к труппе Большого театра, где сделала стремительную карьеру, почти сразу перейдя из кордебалета в солистки. Впоследствии Александрова достигла высочайшего статуса балетной примы, но годы спустя предпочла стать «свободной балериной» и в начале 2017 года ушла из труппы театра. С тех пор она работает по контракту с Большим театром и не только. 

Зрители полюбили приму за множество ролей, но, пожалуй, особенно блистательной в ее исполнении оказалась партия Китри из балета «Дон Кихот». А за роль Классической танцовщицы в балете «Светлый ручей» балерина получила премию «Золотая маска». 

Сегодня Мария Александрова все так же погружена в творческий процесс: недавно артистка принимала участие в мировом балетном фестивале в Токио, регулярно выходит на сцену Большого и гастролирует. Однажды Майя Плисецкая назвала Александрову самой «интеллектуальной балериной» Большого театра, и, пожалуй, это определение очень точно отражает специфику стиля Марии Александровны. 

Евгения Образцова 

Любовь к балету и сценический талант передались ей на генетическом уровне: родители Евгении Образцовой тоже были артистами, и с раннего детства она много времени проводила в театре. В 2002 году после окончания Академии русского балета имени А.Я. Вагановой балерина дебютировала в труппе Мариинки. Ей сразу доверили главную женскую партию в балете «Ромео и Джульетта», и это был уникальный в истории театра случай, когда столь юная дебютантка вышла на сцену в образе Джульетты. 

Год спустя победа на Московском международном конкурсе артистов балета и хореографов имени Ю.Н. Григоровича становится новой точкой взлета. Балерина отправляется на персональные гастроли, после которых начинается ее работа с крупнейшими театрами мира — «Ла Скала», «Ковент-Гарден», Берлинской оперой, Американским балетным театром и другими. 

Яркими и запоминающимися стали ее партии в «Золушке» и «Спящей красавице» на сцене Мариинки. А с 2012 года в карьере примы начался новый этап: она присоединилась к труппе Большого театра. Пять лет спустя Образцова вновь вышла на балетную сцену в роли Джульетты — на сей раз в постановке Алексея Ратманского для ГАБТ. 

Балерина успешно совмещает роль примы главного театра страны, участвует в гастролях и выходит на сцены мировых театров в статусе приглашенной звезды. 

Светлана Захарова 

Азы балетного искусства будущая прима Большого театра изучала в киевском хореографическом училище, а в 16 лет после победы в международном танцевальном конкурсе Vaganova-Prix поступила сразу на последний курс в Академию русского балета имени А.Я. Вагановой. 

Выпускница Академии Светлана Захарова присоединилась к труппе Мариинского театра сразу в статусе солистки. В 1996 году она дебютировала на сцене в образе Марии из «Бахчисарайского фонтана», в этом же сезоне исполнила роли Принцессы Флорины в «Спящей красавице», Повелительницы Дриад в «Дон Кихоте», Маши в «Щелкунчике». 

Год спустя Захарова танцевала Жизель, и уже в 18 лет получила высочайший балетный статус примы. 

В 1999-2000 годах состоялся большой гастрольный тур балерины. Захарова выступала в «Гранд Опера»: «Баядерку» с ее участием оценили на государственном уровне, вручив ей французский орден Искусств и литературы. Также российская прима-балерина танцевала на ведущих балетных площадках мира — в «Нью-Йорк Сити балет», Баварской Государственной Опере, миланской «Ла Скала». Кстати, в Италии Светлана Захарова стала первой российской танцовщицей, достигшей статуса этуали. 

Прима Большого театра, востребованная артистка мирового уровня, Светлана Захарова сегодня — настоящая звезда балетного мира. 

Последние статьи и новости о балете