Стань участником «Молодежной балетной программы» Большого Театра,
организованной при поддержке компании «Ингосстрах»!
Примы Мариинского театра: XX век, глава I

Примы Мариинского театра: XX век, глава I

Прославленные талантливые балерины петербургской школы продолжают галерею самых ярких представительниц «золотого века» русского балета. Кому рукоплескали зрители в первой половине 1900-х?

Матильда Кшесинская

Балерина родилась в театральной семье: ее родители были артистами Мариинки. В творческую династию входили и дед Матильды, музыкант и танцор, и ее родные сестра-балерина и брат-хореограф. В 1880 году девочка поступила в Императорское театральное училище, а уже год спустя впервые вышла на сцену Мариинки. С 1890 года выпускница Кшесинская присоединилась к труппе театра.

На императорской сцене балерина танцевала до 1917 года: среди ее партий были фея Драже в «Щелкунчике», Пахита в одноименном балете, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Никия в «Баядерке», принцесса Аврора в «Спящей красавице». Техническое совершенство Матильда Кшесинская оттачивала под руководством итальянского педагога Энрико Чекетти. Результатом этой работы стал личный рекорд: балерина первой среди российских танцовщиц исполнила на сцене 32 фуэте. 

Статус примы она получила еще в XIX веке (1896 год), а уволилась из театра в 1904 году, но определенно без имени Матильды Кшесинской галерея блистательных прим Мариинского театра была бы неполной. 

Анна Павлова

Родилась в Петербурге в 1881 году в семье отставного солдата Преображенского полка. Мечту стать балериной в девочке зародила постановка «Спящая красавица», и в 10 лет Анна поступила в Императорское театральное училище. С 1899 года Павлова присоединяется к труппе Мариинки и дебютирует сразу с «афишных» партий. Впервые она выходит на сцену в постановке «Тщетная предосторожность», где исполняет па-де-труа. Следующими партиями Павловой становятся Зюльма в «Жизели», Диана в «Царе Кандавле», па-де-труа и Вариация Снега в «Камарго», Фея Кандид в «Спящей красавице».

В 1902 году она исполняет первую в своей карьере сольную роль — партию Никии в «Баядерке». Дальше главные героини в исполнении Анны Павловой сменяют одна другую: вслед за Пахитой («Пахита», 1904) следует Китри («Дон Кихот», 1905), а за ними Одетта-Одиллия («Лебединое озеро», 1909). 

Сценический образ Анны Павловой особенно тонко раскрыли ее работы с балетмейстерами Александром Горским и Михаилом Фокиным. Именно Фокин поставил для Павловой хореографическую миниатюру «Лебедь», которая после исполнения в 1907 году стала одним из символов русского балета, закрепившись в искусстве под названием «Умирающий лебедь». 

Важнейший этап сценической жизни балерины был связан с дягилевскими сезонами. После премьерного показа «Павильона Армиды» в 1909 году балетный танцовщик и режиссер Сергей Григорьев в книге «Балет Дягилева» писал:

«Анна Павлова была на высоте. Она воплощала саму сущность романтического, воздушного, неземного, была олицетворением сильфиды…»

Ольга Преображенская

Еще одна петербурженка, которая оказалась на сцене Мариинского театра после Императорского театрального училища. Сама возможность обучаться у лучших балетных педагогов оказалась для девочки уникальным шансом, и она его не упустила. В детстве Ольга была хрупким ребенком, которому по причине слабого здоровья и болезненного телосложения трижды отказывали в поступлении в училище. Однако девочка обожала танцевать, и ее настойчивость победила. Уже в училище выяснилось, что у Преображенской потрясающая выворотность и пластичность вместе с музыкальностью. Впоследствии балерина вспоминала, что сама сделала ту слабую девочку «железной». 

Выпускница Преображенская сразу стала основной сценической конкуренткой Матильды Кшесинской. Среди основных партий танцовщицы стоит отметить фею Драже в «Щелкунчике», Гюльнару в «Корсаре», Лизу в «Тщетной предосторожности», а также хрестоматийные партии Жизели, Одетты-Одиллии, Раймонды, Авроры. Сценический репертуар Преображенской был действительно обширным.

Статусу прима-балерины Мариинки, полученному в 1900 году, предшествовали успешные зарубежные гастроли. На рубеже веков Ольга Преображенская выходила на сцену в «Ла Скала» и других театрах Европы и Южной Америки. 

Она оставила сцену в 1920 году, и за танцевальным периодом последовал этап преподавания продолжительностью в 40 лет.