Стань участником «Молодежной балетной программы» Большого Театра,
организованной при поддержке компании «Ингосстрах»!
Примы Мариинского театра: XX век, глава II

Примы Мариинского театра: XX век, глава II

В блистательную галерею петербургских балерин сегодня добавим трех артисток, оставивших след в искусстве и получивших мировое признание еще при жизни.

Тамара Карсавина 

Будущая «Жар-Птица русского балета» родилась в Санкт-Петербурге в семье танцовщика императорской труппы. С 1902 года после окончания училища начинается ее сценический путь — от кордебалета к мировому признанию. 

Карсавина дебютировала в па-де-де «Жемчужина и рыбак» балета «Жавотта». Два года спустя ее «повысили» до второй танцовщицы. Еще через два года она исполнила роль Царь-девицы в балете «Конек-Горбунок», а год спустя перешла в ранг первых танцовщиц. Прима-балериной Мариинки Тамара Карсавина стала в 1910 году. Начался этап ведущих классических партий в постановках «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро». 

В это же время перспективную балерину замечает хореограф Михаил Фокин. Однако сначала Карсавина исполняет в его постановках вторые роли, в то время как на первом плане блистает Анна Павлова. Впоследствии Тамара Карсавина также присоединяется к гастролям дягилевской труппы, и этот период по-новому раскрывает исполнительский талант балерины. Она исполнила ведущие партии в балетах Фокина «Жар-птица», «Призрак розы», «Карнавал», «Петрушка», выходила на сцену в постановках Леонида Мясина («Треуголка», «Женские причуды»). При этом сама Карсавина особо выделяла партию Шамаханской царицы из балета «Золотой петушок», называя постановку «шедевром Фокина».

Балетный танцовщик и режиссер Сергей Григорьев, видевший Тамару Карсавину на сцене в Русском балете Дягилева, вспоминал: 

«Карсавина в роли Жар-птицы была бесподобна… Несомненно, эта роль была идеально для нее создана».

Галина Уланова 

Ее имя по праву стоит одним из первых в череде символов советского балета. Галина Уланова родилась в 1909 году в артистической семье. Ее отец выступал в Мариинке и работал с Мариусом Петипа, а мать преподавала в хореографическом училище и впоследствии в театре имени Кирова. В девять лет Галина поступила в Петроградское театральное училище, которое сейчас носит имя А.Я. Вагановой. На выпускном спектакле в 1928 году танцевала вальс и мазурку в «Шопениане», па-де-де из «Арлекинады» и партию феи Драже из «Щелкунчика». В том же году состоялся ее дебют на сцене Мариинки: первой для Улановой стала роль Флорины в балете «Спящая красавица». А «большие» балетные партии начались сразу с роли Одетты в «Лебедином озере». В период с 1930 по 1940 годы балерина была на сцене Раймондой, Царь-девицей, Авророй, Жизель и Мари («Щелкунчик»). Специально для Улановой были поставлены спектакли «Бахчисарайский фонтан» и «Ромео и Джульетта»: эти партии также считаются образцами мастерства балерины. 

С 1944 по 1960 годы Галина Уланова — солистка Большого театра. И в Петербурге, и в Москве, и на балетной сцене мира она создала свой неповторимый сценический облик, узнаваемый стиль. Композитор Сергей Прокофьев так писал про танцовщицу:

«Она — гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия. В классических партиях Уланова полна выразительности, невиданной в балете двадцатого столетия…»

Еще при жизни Галина Уланова стала кумиром для ценителей балета из разных стран и профессионалов — сама Плисецкая восхищалась ею!

Наталия Дудинская

Родилась в 1912 году в Харькове в семье артистки балета и генерала. Мать, выступавшая на сцене под псевдонимом Тальори, дала дочери первые уроки классического танца в собственной балетной студии. В 1923 году Дудинская поступила в Ленинградское хореографическое училище и сразу по окончании в 1931 году начала сценическую карьеру в Мариинке. 

Уже год спустя она исполнила партию принцессы Флорины в «Спящей красавице» и дебютировала в образах Жизели («Жизель») и Одетты-Одиллии («Лебединое озеро»). В последующие годы ведущие классические роли следовали одна за другой. Профессионалы и ценители балета той эпохи часто отмечали выдающиеся технические данные Дудинской. Однако были в ее карьере и несомненно удачные драматические находки. Одной из них стала партия Корали в постановке «Утраченные иллюзии» Бориса Асафьева 1936 года. 

Почти 30 лет балерина танцевала на сцене театра. В военные годы Наталия Михайловна продолжала выступать: помимо театральных площадок, она танцевала в госпиталях, детских домах и на заводах, выступала на фронтовых концертах. С 1951 года Дудинская совмещает сценическую деятельность и преподавание. В разные годы она делилась мастерством с артистами Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова и учащимися Ленинградского хореографического училища имени А.Я. Вагановой, преподавала в зарубежных хореографических школах. Одна из ее учениц, балерина Мариинского театра Ирина Желонкина вспоминала о педагоге так: 

«…мелочей в нашей профессии не бывает, и Наталья Михайловна это хорошо понимала. Она считала, что техника — прежде всего и хореографический текст нужно исполнять точно и правильно, добиваясь идеальной формы».

Наталия Дудинская прожила долгую жизнь, десятилетиями блистала на сцене и десятилетия посвятила преподаванию. А ее дуэт с артистом балета Константином Сергеевым стал не только ярчайшим проявлением парного балетного искусства, но и крепким союзом двух творческих личностей.