Симфония танца: три новаторских балета Чайковского

Симфония танца: три новаторских балета Чайковского

«Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» — это не просто постановки, любимые миллионами. Эти три балета Петра Ильича Чайковского открыли новые свойства классического танцевального искусства, воплотив единство музыки и танца. Как создавались шедевры и в чем значение каждого из них для балетного мира? 

«Лебединое озеро»: скромная премьера и незыблемый балетный канон

В 1875 году Чайковский получил заказ от дирекции императорских театров: написать балет «Озеро лебедей». Спустя почти два года на сцене московского Большого театра состоялась премьера балета, однако никакого резонанса она не вызвала. Восемь сезонов спустя постановку балетмейстера Венцеля Рейзингера признают неудачной и уберут из афиши. 

Лебединая история получила второй шанс более чем через 20 лет, уже после смерти композитора. В 1895 году балет в постановке Мариуса Петипа и его помощника Льва Иванова увидела публика Мариинского театра. Именно эта версия балета стала классической и поставила «Лебединое озеро» в один ряд с шедеврами мирового балета. На протяжении XX века хореография Петипа-Иванова фактически оставалась неизменной. 

«Спящая красавица»: роскошная постановка со множеством вариаций

В 1889 году Чайковский получил заказ на написание музыки и либретто по сюжету известной сказки Шарля Перро, но задание отличалось от «Лебединого озера». Хореограф Мариус Петипа с точностью до такта расписал, какую музыку хочет слышать в спектакле: получился подробный план с прологом и тремя актами. 

Впервые «Спящую красавицу» увидели на сцене Мариинки в 1890 году. Публика оценила красоту постановки: новый балет обошелся создателям в рекордно большую сумму. 9 лет спустя «Спящую красавицу» перенесли на сцену Большого театра в Москве. 

В отличие от канонического «Лебединого озера», которое почти не подвергалось переработкам в дальнейшем, судьба «Спящей красавицы» оказалась иной. В течение XX века зрители театра видели балет в разных редакциях одного и того же хореографа — Юрия Григоровича. А Сергей Дягилев открыл «Спящую красавицу» западной публике. В XXI веке сценическая жизнь балета продолжается: в 2011 году свою версию на сцене Михайловского театра представил испанский хореограф Начо Дуато, а Алексей Ратманский презентовал новую «Спящую красавицу» на сцене Американского театра балета. 

«Щелкунчик»: балет-долгожитель с мировой славой

Заказ от дирекции Императорских театров, который Чайковский получил в 1890 году, тоже был необычным. Перед композитором стояла задача написать одноактную оперу и двухактный балет для постановки в один вечер. Либретто от Мариуса Петипа уже было готово: вновь подробный план с балетмейстерской экспозицией.

Премьера «Щелкунчика» состоялась в декабре 1892 года, после чего балет стал настоящим долгожителем Мариинки, оставшись в репертуаре более чем на 30 лет. За это время он претерпел несколько существенных изменений. В 1919 году «Щелкунчика» на сцене Большого театра представил Александр Горский. Эту версию балета критики и публика признали новаторской, но не полюбили так же сильно. В 1929 году балетмейстер Федор Лопухов представил обновленную постановку, где главную героиню звали Маша. И все же версией, сохранившейся в веках и наиболее близкой к канону, считается постановка Юрия Григоровича, которая идет на сцене Большого. 

В 1954 году хореограф Джордж Баланчин познакомил с балетом Чайковского жителей Нью-Йорка. Для еще одного великого танцовщика и хореографа — Рудольфа Нуреева — третий балет Чайковского стал пространством экспериментов. Он существенно переделал либретто Петипа, и сюжет стал более готичным, что наверняка понравилось бы автору сказки о Щелкунчике — Гофману. 

Чайковский-реформатор: почему его балеты уникальны?

В своих трех балетах Чайковский выступил реформатором. Музыка перестала быть вспомогательным элементом балета, задающим ритм танца. Вместо этого балетные спектакли приобрели по-настоящему оперное, симфоническое звучание. 

Балеты Чайковского сохранили номерное строение, но при этом каждый номер представляет собой крупную музыкальную форму, подчиненную законам симфонического развития. А еще многие музыкальные «отрезки» прекрасно известны в качестве самостоятельных музыкально-хореографических произведений. Здесь наверняка все вспомнят «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» или тот самый «Танец маленьких лебедей» из «Лебединого озера». Балетная музыка Чайковского пронизана единой линией динамического развития в пределах отдельного номера, сцены, акта и всего спектакля в целом. В этой целостности — гениальность трех великих балетов. 

Последние статьи и новости о балете