Советские «балетные» ароматы, часть 1

Советские «балетные» ароматы, часть 1

Балетное искусство побудило к созданию ароматов парфюмеров из разных стран. В Советском Союзе тоже появилось немало «балетных» духов, и многие из них стали символами эпохи.

«Красный мак»: восточная легенда

Парфюмерная фабрика «Новая заря» выпустила эти духи в 1927 году, на два года раньше, чем «Красную Москву». Премьера одноименного балета на музыку Рэйнгольда Глиэра и либретто Михаила Курилко состоялась 14 июня 1927 года на сцене Большого театра. 

«Красный мак» стал первым советским ароматом, посвященным балету. 

Упакованные в желтую коробку с красным цветком в обрамлении иероглифов, эти духи оказались настоящими долгожителями. Их выпускали до 1980-х годов. 

Действие балета начинается в китайском порту, и одноименный аромат наполнен восточными нотами. Известно, что парфюмер Давид Грабер вдохновлялся балетным либретто, в котором главная героиня постановки Тао Хао (ее имя в переводе — Красный мак) представляет экзотичные сады с ярко-красными цветами, а движения лепестков подобны танцу. Аромат получился с нотами амбры и специй: в нем ощущались гвоздика и корица. Благодаря этому «Красный мак» оказывал обволакивающее, согревающее действие, а его шлейф был подобен китайскому шелку.  

«Жизель»: парфюмерный гимн молодости

Эти цветочные духи выпустила рижская фабрика «Дзинтарс» в 1978 году. Компактный узкий флакон был выполнен из фигурного стекла, его украшала ярко-голубая крышка с изображенными на ней цветами. Парфюмер Бронислава Шварцман, очевидно, вдохновилась образом главной героини одноименного балета. Жизель впервые появилась на сцене в 1841 году, с тех пор этот «фантастический балет» на музыку Адольфа Адана, основанный на легенде, стал настоящей классикой в веках. С 1884 года благодаря хореографу Мариусу Петипа с этим сюжетом познакомилась петербургская публика. Яркой кульминацией сценической жизни «Жизели» стала постановка Михаила Фокина для дягилевских Русских сезонов. В 1910-1911 годах балет с успехом шел на европейских сценах, а главные партии в нем исполняли Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский. 

Аромат «Жизель» открывался союзом ландыша, туберозы, фрезии и герани, в основе своей тоже был цветочным — ирис, фиалка и чайная роза. Базой служили белый мускус, сандал, ветивер и ноты розового перца. Парфюмеру удалось создать ароматический портрет нежной и женственной героини, и этот образ оказался близок многим женщинам эпохи. 

«Балет»: букет для танцовщиц и поклонниц искусства

Аромат, посвященный самому изящному искусству, появился в 1952 году на фабрике «Новая заря». Первыми можно было услышать цветочные ноты ландыша и чубушника в сочетании с лимоном. Затем к аромату добавлялись ветивер и кожа. А базой служили пачули, мускус и амбра. 

Важной задачей для парфюмеров было передать сочетание возвышенной невесомости, чувства парения на сцене и ежедневного кропотливого труда, без которого не бывает балетного артиста. Флакон напоминал фигуру, кружащуюся в танце. Выполненный из светлого стекла и упакованный в красно-бежевую коробку с откидной крышкой, он вызывал ассоциации с чем-то элегантным и роскошным. Духи пользовались большой популярностью в СССР, и до сих пор на форумах ценителей парфюмерии на винтажные флаконы с цветочным ароматом есть спрос. 

«Пируэт»: вечерний аромат для ценителей балета

Еще один балетный аромат фабрика «Новая заря» выпустила на рубеже 1950-1960 годов. Он открывался запахами бергамота, шалфея и розы. Затем к ним присоединялись ветивер, роза и ирис, а в основе угадывались терпкие ароматы пачули, сандала, амбры и мускуса. Сложный и витиеватый калейдоскоп запахов сделал эти духи «вечерними»: их часто можно было услышать в театральных ложах. 

Отсылка к одному из самых узнаваемых элементов балетной техники просматривалась уже в оформлении флакона. Спиралевидный рельеф передает динамику вращения артиста на сцене, вытянутая форма флакона ассоциируется с танцовщицей, устремленной вверх. К тому же «Пируэт» выпускали в двух футлярах — черного и белого цветов, и для поклонников балета это всегда было прозрачным «намеком» на костюмы Одетты и Одиллии в «Лебедином озере». 

Кстати, одной из главных лирических героинь балета — Одетте — был посвящен одноименный аромат. О том, каким он был и какие другие советские духи появились благодаря искусству классического танца, расскажем во второй части этого материала. 

Последние статьи и новости о балете