Советские «балетные» ароматы, часть 2

Советские «балетные» ароматы, часть 2

Продолжаем рассказ о духах, вдохновленных балетом: здесь и ароматические «оды» балеринам, и целый парфюмерный набор в честь Большого театра.

Gayane Severnoye Siyanie: утонченность и роскошь облика балерины

Этот цветочный аромат увидел свет в 1970 году. Духи создала парфюмер Валентина Зананьянц для ленинградской фабрики «Северное сияние», а балетным прообразом послужила постановка Нины Анисимовой «Гаянэ» на музыку Арама Хачатуряна. Впервые ее увидели зрители ленинградского Кировского театра в 1942 году. Со временем содержание балета менялось, но восточный колорит удалось сохранить. 

А вот одноименные духи к семейству восточных не принадлежат. Открывался аромат сочетанием апельсина, жасмина и бергамота, в основе были ваниль, роза и иланг-иланг, а среди базовых нот — пачули и дубовый мох. Ценители советской парфюмерии сходятся во мнении, что носить «Гаянэ» едва ли могла восточная девушка — героиня этой истории. Скорее, парфюмера вдохновила балерина, исполнявшая партию Гаянэ под шум оваций. 

Флакон внешне напоминал фонтан с направленной вверх струей воды — из-за этого ленинградские духи часто путали с другим «балетным» ароматом «Бахчисарайский фонтан». 

«Фуэте»: легкость и грация в одном флаконе

В 1989 году увидело свет еще одно парфюмерное творение фабрики «Новая заря», вдохновленное балетным искусством. Активные пользователи парфюмерных онлайн-сообществ и сейчас называют этот аромат очень энергичным и не похожим на другие творения советских парфюмерных фабрик.

Духи открывались цветочным букетом из ландыша, гиацинта и флердоранжа в сочетании с лимоном. В сердце аромата можно было услышать сочетание смородины, фиалки, розы и ириса. Все эти цветочно-фруктово-ягодные мотивы опирались на базу из мускуса. 

Флакон духов напоминал фигуру балерины, зафиксированную в состоянии танца и полета. Женственный и утонченный сосуд украшала фиолетовая крышка, а упакованы духи были в черную коробку с нарисованными перьями — отсылка к вечному «Лебединому озеру». 

Аромат оказался востребованным не только среди модниц, но и в профессиональной среде. В 1989 году его отметили золотой медалью на Международной ярмарке в Братиславе. 

«Одетта»: чистота и наивность цветочного букета

У рижской фабрики «Дзинтарс» было два известных балетных аромата: «Одетта» и «Жизель». Духи, посвященные главной героине «Лебединого озера», появились на рынке в начале 1970-х годов. 

Это свежий цветочный аромат, своей нежностью похожий на характер героини в лебедином оперении. Современники отмечали, что за первой цветочной «волной» в духах уловимо ощущается легкий аромат пуховки для пудры. В начало арома-композиции парфюмеры добавили ландыш, сирень и майскую розу. В сердце духов звучали флердоранж, цветы гвоздики и фиалки, а базой стали устойчивые сандал, амбра, ветивер и мускус.

Последовавшая за «Одеттой» рижская «Жизель» отличалась более сложным ароматом и включала зарубежные арома-композиции. В этом смысле «Одетта» была более традиционной и наивной, по сравнению с ароматами 1980-х годов. В этой чистоте и наивности сейчас можно прочесть еще одну линию сходства с классической балетной героиней. 

Парфюмерный набор и духи в честь Большого театра

Парфюмеры московской фабрики «Новая заря», очевидно, вдохновлялись балетом чаще других. Еще одно доказательство — два аромата, выпущенных специально к юбилейным датам Большого театра. В 1951 году появился парфюмерный набор «Большой театр», и его выход был приурочен к 175-летию главного театра страны. А в 1976-м увидели свет духи «Юбилей Большого театра» — в тот год исторической сцене исполнилось 200 лет. 

Набор «Большой театр» состоял из духов, одеколона, пудры и губной помады. Крышку украшал рельеф с изображением колоннады — одного из символов московского театра. Впрочем, широкого распространения парфюмерный набор не получил: информацию о нем можно найти только в каталогах продукции того времени. 

Основу композиции духов «Юбилей Большого театра» составили цветочные ароматы. Флакон выглядел строго и величественно: из фигурного стекла на красном бархате. 

Кроме того, в конце 1960-х годов «Новая заря» выпустила лимитированную серию духов «Балет». Названия всех этих ароматов были хорошо знакомы ценителям изящного искусства: «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Спартак» и «Фадетта». Внешне флаконы серии уступали роскошному оформлению других «балетных» ароматов: минималистичные, со светлыми крышками и наклейками. Они были в производстве несколько лет, но бестселлерами не стали.

Последние статьи и новости о балете