Топ-3 версий Щелкунчика

Топ-3 версий Щелкунчика

«Щелкунчик» входит в тройку самых известных балетов Петра Ильича Чайковского. Круглый год он присутствует в репертуаре почти всех театров мира, а под Новый год и Рождество его особенно часто можно увидеть в афишах. Анастасия Исаева рассказывает про три самых атмосферных версии постановки.

Большой театр, редакция Юрия Григоровича

Юрий Григорович — автор множества балетов, живой классик, обладатель различных профессиональных наград, поставил «Щелкунчика» в лучших традициях Большого театра. Эффектное оформление спектакля создал соратник балетмейстера — художник Симон Вирсаладзе.

Танец солистов отражает почерк Григоровича — эффектные и высокие поддержки в дуэте, филигранную технику, легкость и воздушность в вариации Маши, а также высокие прыжки и пируэты в мужском танце. Не менее интересны танцы второго акта: «Испанский», «Китайский», «Восточный» и другие. Каждый из них по-своему ярок, а стилистические нюансы создают гармоничную завершенность. Наконец, обратите внимание и на хореографию кордебалета. «Вальс снежных хлопьев» и «Розовый вальс» демонстрируют оригинальные узоры и перестроения, создают эффектные хореографические формы. 

Непревзойденная музыка Петра Чайковского сделала этот спектакль «вечным», а хореография Юрия Григоровича — динамичным, интересным как взрослым, так и детям.

Мариинский театр, редакция Михаила Шемякина

В 2021 году постановке исполнилось 20 лет, за это время спектакль показали более 150 раз при полном аншлаге. Михаил Шемякин выступил одновременно автором декораций и костюмов, сценаристом и режиссером. В создании спектакля ему помогал балетмейстер Кирилл Симонов, чья хореография отличается от классических интерпретаций большей свободой движений, динамикой, интересными позами и оригинальными решениями. Например, «Вальс снежных хлопьев» здесь представляет собой смесь неоклассики и современного танца, а законы классического балета игнорируются: смена положений рук и ног у балерин происходит не в соответствии с общепринятыми позициями.

Выделяет спектакль и неординарное оформление: упомянутый уже «Вальс снежных хлопьев» по версии Михаила Шемякина исполняется танцовщиками в черных костюмах и на темной сцене. Главные герои временами теряются среди гигантских предметов кухонной утвари — такое противопоставление рождает интересный визуальный ряд. 

Все это делает балет особенным, сильно отличающимся от традиционных версий. 

Мариинский театр, редакция Василия Вайнонена

А вот редакция Василия Вайнонена является самой классической из всех классических версий «Щелкунчика». Именно поэтому в хореографических училищах и академиях балета часто танцуют различные отрывки из этого спектакля. По этой же причине его, пожалуй, можно рекомендовать для самого первого просмотра. Тем более, что его «Щелкунчик», впервые поставленный в 1934 году, пережил несколько возвращений и по сей день украшает афиши многих театров.

По стилю и законам построения постановка Вайнонена очень напоминает работы Мариуса Петипа — значительная роль отведена кордебалету с различными хореографическими рисунками, гармонично выстроены сольные партии главных героев, от адажио до финального па-де-де.

Последние статьи и новости о балете