Стань участником «Молодежной балетной программы» Большого Театра,
организованной при поддержке компании «Ингосстрах»!
Три французских кутюрье для гардероба Майи Плисецкой

Три французских кутюрье для гардероба Майи Плисецкой

Она всю жизнь оттачивала фигуру и вкус и стала балетной легендой и иконой стиля. Историк моды Григорий Катаев рассказывает о трех модельерах, оказавших влияние на стиль Плисецкой.

Chanel

Во время первых гастролей в Париже в 1961 году Майя Плисецкая встретилась с Сержем Лифарем — бывшим артистом «Русских сезонов» Дягилева и хореографом «Гранд-Опера». Лифарь мечтал о сотрудничестве с Большим театром, поэтому решил искать расположения у советской балерины. Так в один из вечеров он повел Плисецкую на смотрины к самой Габриэль Шанель, которая с давних пор ценила балетные таланты и безмерно доверяла Лифарю.

В доме по знаменитому адресу на рю Камбон 31 шла работа над новой коллекцией, и мадемуазель Шанель решила устроить небольшой показ для поздних гостей. В свойственной ей манере она вздыхала и ругалась на манекенщиц и предложила Майе Михайловне «показать класс». Балерина примерила прямой костюм из белого шелка и прошлась перед французскими моделями. Коко Шанель дефиле одобрила, а наряд из платья-сарафана и жакета в тон подарила. Пройдет время, и белый костюм Chanel с золотыми пуговицами увидят советские зрители в программе «Голубой огонек» 1969 года. В передаче Майя Плисецкая демонстрировала моду будущего сезона 1970 года, собранную из вещей разных лет в своем гардеробе. А сегодня этот наряд находится в личном собрании Александра Васильева.

Yves Saint Laurent

Коллекция музея Yves Saint Laurent в Париже хранит эскиз платья к балету «Гибель Розы» в постановке хореографа Ролана Пети. Ив Сен-Лоран, страстный поклонник балета и всего русского, в 1973 году придумал костюм для представления с участием Майи Плисецкой, с которой он познакомился благодаря давней дружбе с Лилией Брик.

Дивное платье-хитон состояло из розового эластичного трико, дополненного юбкой из длинных лепестков. Чувственный наряд стал большим открытием для советских костюмеров, привыкших к хлопчатобумажным увесистым костюмам на косточках и завязках. Теперь это изящное творение по рисунку Сен-Лорана хранится в театральном музее Москвы.

Pierre Cardin

Однако встреча с главным кутюрье Майи Плисецкой состоялась в 1971 году. Надежда Леже — супруга известного художника и дизайнер украшений, разрабатывала эскизы для коллекции Модного дома Pierre Cardin. Когда выдался удачный случай, она представила балетную приму французскому мэтру. Это произошло на театральном фестивале в Авиньоне, где Плисецкая танцевала знаменитую «Кармен-сюиту». Пьер Карден был пленен страстным выступлением балерины и очарован скромной беседой с ней. Майя Михайловна попросила совета, в чем ей пойти на вечерний прием. В ответ она получила коробку с волшебным платьем — первым нарядом от Кардена. Так актриса нашла своего дизайнера, а кутюрье обрел вечную музу.

Уже в 1972 году Пьер Карден создал удивительные костюмы для балета «Анна Каренина». Майя Плисецкая загорелась идеей этой постановки, когда снималась в художественном фильме по роману Льва Толстого. Музыку к картине написал супруг актрисы композитор Родион Щедрин, и она была невероятно драматичной и театральной. А перенести костюмы эпохи турнюров на современную сцену взялся Пьер Карден. Уникальность работы заключалась в том, чтобы соединить объемы платьев XIX века и легкость игры балерины. Хотя имя западного дизайнера советским зрителям указывать не стали, десять платьев от Кардена Майя Плисецкая называла сокровищами.

На волне успеха балета «Анна Каренина» в 1974 году была снята экранизация, где в титрах значилось: костюмы для М. Плисецкой — Пьер Карден (Франция). А дальше — новый фильм «Фантазия» на тему повести «Вешние воды» Тургенева, спектакли «Чайка» и «Дама с собачкой» по Чехову, ставшие классикой. Во многом это способствовало огромной популярности модного Дома Pierre Cardin в Советском Союзе и закрепило за Майей Плисецкой статус иконы стиля.

Творческий союз Плисецкая–Карден достиг кульминации в грандиозном шоу «Мода и танец» в 1998 году. Это была ретроспектива прима-балерины и великого кутюрье с балетными постановками и выставкой костюма на сцене концертного зала «Россия», где блистала Майя Плисецкая в нарядах Пьера Кардена.