Три французских кутюрье для гардероба Майи Плисецкой

Три французских кутюрье для гардероба Майи Плисецкой

Она всю жизнь оттачивала фигуру и вкус и стала балетной легендой и иконой стиля. Историк моды Григорий Катаев рассказывает о трех модельерах, оказавших влияние на стиль Плисецкой.

Chanel

Во время первых гастролей в Париже в 1961 году Майя Плисецкая встретилась с Сержем Лифарем — бывшим артистом «Русских сезонов» Дягилева и хореографом «Гранд-Опера». Лифарь мечтал о сотрудничестве с Большим театром, поэтому решил искать расположения у советской балерины. Так в один из вечеров он повел Плисецкую на смотрины к самой Габриэль Шанель, которая с давних пор ценила балетные таланты и безмерно доверяла Лифарю.

В доме по знаменитому адресу на рю Камбон 31 шла работа над новой коллекцией, и мадемуазель Шанель решила устроить небольшой показ для поздних гостей. В свойственной ей манере она вздыхала и ругалась на манекенщиц и предложила Майе Михайловне «показать класс». Балерина примерила прямой костюм из белого шелка и прошлась перед французскими моделями. Коко Шанель дефиле одобрила, а наряд из платья-сарафана и жакета в тон подарила. Пройдет время, и белый костюм Chanel с золотыми пуговицами увидят советские зрители в программе «Голубой огонек» 1969 года. В передаче Майя Плисецкая демонстрировала моду будущего сезона 1970 года, собранную из вещей разных лет в своем гардеробе. А сегодня этот наряд находится в личном собрании Александра Васильева.

Yves Saint Laurent

Коллекция музея Yves Saint Laurent в Париже хранит эскиз платья к балету «Гибель Розы» в постановке хореографа Ролана Пети. Ив Сен-Лоран, страстный поклонник балета и всего русского, в 1973 году придумал костюм для представления с участием Майи Плисецкой, с которой он познакомился благодаря давней дружбе с Лилией Брик.

Дивное платье-хитон состояло из розового эластичного трико, дополненного юбкой из длинных лепестков. Чувственный наряд стал большим открытием для советских костюмеров, привыкших к хлопчатобумажным увесистым костюмам на косточках и завязках. Теперь это изящное творение по рисунку Сен-Лорана хранится в театральном музее Москвы.

Pierre Cardin

Однако встреча с главным кутюрье Майи Плисецкой состоялась в 1971 году. Надежда Леже — супруга известного художника и дизайнер украшений, разрабатывала эскизы для коллекции Модного дома Pierre Cardin. Когда выдался удачный случай, она представила балетную приму французскому мэтру. Это произошло на театральном фестивале в Авиньоне, где Плисецкая танцевала знаменитую «Кармен-сюиту». Пьер Карден был пленен страстным выступлением балерины и очарован скромной беседой с ней. Майя Михайловна попросила совета, в чем ей пойти на вечерний прием. В ответ она получила коробку с волшебным платьем — первым нарядом от Кардена. Так актриса нашла своего дизайнера, а кутюрье обрел вечную музу.

Уже в 1972 году Пьер Карден создал удивительные костюмы для балета «Анна Каренина». Майя Плисецкая загорелась идеей этой постановки, когда снималась в художественном фильме по роману Льва Толстого. Музыку к картине написал супруг актрисы композитор Родион Щедрин, и она была невероятно драматичной и театральной. А перенести костюмы эпохи турнюров на современную сцену взялся Пьер Карден. Уникальность работы заключалась в том, чтобы соединить объемы платьев XIX века и легкость игры балерины. Хотя имя западного дизайнера советским зрителям указывать не стали, десять платьев от Кардена Майя Плисецкая называла сокровищами.

На волне успеха балета «Анна Каренина» в 1974 году была снята экранизация, где в титрах значилось: костюмы для М. Плисецкой — Пьер Карден (Франция). А дальше — новый фильм «Фантазия» на тему повести «Вешние воды» Тургенева, спектакли «Чайка» и «Дама с собачкой» по Чехову, ставшие классикой. Во многом это способствовало огромной популярности модного Дома Pierre Cardin в Советском Союзе и закрепило за Майей Плисецкой статус иконы стиля.

Творческий союз Плисецкая–Карден достиг кульминации в грандиозном шоу «Мода и танец» в 1998 году. Это была ретроспектива прима-балерины и великого кутюрье с балетными постановками и выставкой костюма на сцене концертного зала «Россия», где блистала Майя Плисецкая в нарядах Пьера Кардена.

Последние статьи и новости о балете